По словам источников, среди банков, знакомых с предложениями, авиакомпания предлагает выплачивать долг в 12-летнем синдикате на сумму 23,7 млрд руб. под символические 0,01% и удлинить его до 35 лет. Однако, как только будут достигнуты определенные уровни ковенант [отношение долга к доналоговой прибыли – «Фингазета»], ставка автоматически вырастет до 9%. Правда, целевые ковенанты еще обсуждаются.
А семилетний синдицированный кредит объемом 15,4 млрд руб. авиакомпания предлагает разбить на две части, но уже в соотношении 40 на 60 (ранее было 50 на 50). При этом 40% кредита, или 6,16 млрд руб., перевозчик хочет удлинить до 35 лет под 0,01%, а оставшиеся 60%, то есть 9,24 млрд руб. – на срок до 10 лет под 7,5%.
Кстати, по второй части семилетнего кредита, по словам источников, Utair предлагает два варианта: с амортизацией со второго года и с амортизацией в конце срока выплат. В первом варианте ежегодно, начиная со второго года, будет накапливаться амортизация в размере 7,5% основного долга при процентной ставке в 0,01%. В то же время финальное погашение тела долга и отложенных процентов предусматривается лишь в последние три года.
По второму варианту авиакомпания будет обслуживать долг сразу под процентную ставку 7,5%, а амортизация основного долга рассчитана на последние два года.
«Срок 35 лет обсуждаемый, его можно сократить. А соотношение 60 на 40 по семилетнему синдикату может быть изменено в лучшую для кредиторов сторону при условии удлинения срока с 10 до 15 лет», – говорит один из собеседников.
Вместе с тем новые условия Utair по кредиту Сбербанка на 17,4 млрд руб. собеседникам неизвестны.
В качестве залога авиакомпания предлагает кредиторам акции аэропорта Сургут (56%), а также воздушные судна, двигатели, земельные участки и здания. Кроме того, перевозчик готов заказать за свой счет у аудиторской компании KPMG оценку финансовой модели.
Структура долга Utair
У Utair два семилетних кредита – на 15,4 млрд руб. от синдиката из 11 банков, в который входят банк «Россия», банк «Траст», Сбербанк, Московский кредитный банк (МКБ), Сургутнефтегазбанк, МТС-банк, Юникредит банк, «Уралсиб», НИКО-банк, банк «Русь» и Связь-банк, а также заем на 17,4 млрд руб. от Сбербанка. Проценты по займам перевозчик должен выплачивать дважды в год – 20 декабря и 20 июня.
Кроме того, синдикат из 11 банков выдал авиакомпании 12-летний кредит объемом 23,7 млрд руб.
Также перевозчик должен 13,3 млрд руб. держателям рублевых облигаций, а еще 6 млрд руб. – структурам своего прежнего акционера, «Сургутнефтегаза».
Кстати, это далеко не первая попытка перевозчика реструктурировать займы. Так, в мае компания пыталась пролонгировать кредиты на 31,4 млрд руб. на 35 лет под символические 0,01%. Такой срок предлагался для 12-летнего кредита на 23,7 млрд руб. и 50% семилетнего кредита на 7,7 млрд из 15,4 млрд руб., выданных синдикатами из 11 банков в конце 2015 года.
Вторую половину семилетнего синдицированного кредита и семилетнего кредита перед «Сбером» авиакомпания предлагала «удлинить» до 10–15 лет «под рыночную ставку» около 8% годовых. Причем Utair собиралась разбить процентную ставку на две части – 4% выплачивать регулярно, а еще 4% откладывать как проценты на уплату в будущем.
Однако, как позже говорили председатель правления банка «Траст» Александр Соколов и заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов, такие предложения кредиторов не устроили.
Устроят ли кредиторов новые предложения авиакомпании – большой вопрос. Ведь Utair направила свои предложения еще 12 июля, а в конце месяца ряд банков заявили о готовности подать иски о банкротстве перевозчика.
«Среди кредиторов авиакомпании оказались достаточно влиятельные лица, с которыми необходимо считаться. Другими словами, разговор перешел из экономической плоскости в политическую, и теперь, скорее всего, решения будут приниматься не в совете директоров Utair и не в офисах кредиторов, а в правительстве», – размышляет старший преподаватель высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Владимир Юровский.
При этом, по мнению эксперта, речь идет даже не о банкротстве, а о смене собственников под видом банкротства.
«Исходя из списка лиц, подавших иски, вероятность банкротства, по моему мнению, возросла до 95–97%», – считает он.
«Финансовая газета»