Подозреваемых в отмывании денег внесут в «черный список»

30.07.2019
Национальный совет финансового рынка (НСФР) предложил создать в России реестр банковских клиентов, которым отказали в обслуживании из-за подозрений в отмывании денежных средств.

В настоящее время информация об «отказниках» поступает в Росфинмониторинг, позже перенаправляется в Центробанк, который, в свою очередь, извещает банки.

«Куда проще, если бы существовал реестр, по которому банки принимали бы решения, а оператор добавлял бы к ним анализ — сколько раз отказали, была ли реабилитация. В этом случае клиента просто можно исключить из списка, не опасаясь штрафных санкций», — говорит заместитель главы НСФР Александр Наумов.

По его словам, в предлагаемой базе можно будет найти информацию о том, по каким причинам были заблокированы счета клиента и в каких банках он держал денежные средства.

«Существование реестра позволит банкам более эффективно выявлять подозрительных лиц, а не клиентов, подходящих под условные критерии», — поясняет эксперт.

Стоит отметить, что ранее против блокировки счетов клиентов без объяснения причин выступал Минфин, а данные поправки разработаны по поручению президента «для оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер» по антиотмывочному законодательству.

Вместе с тем, по словам Наумова, документ не нашел поддержки у профессионального сообщества и банков. По крайней мере – в текущей редакции.

«То, что механизм нуждается в реформировании, никто не спорит. Однако в законопроекте, например, предлагается устанавливать какие-то критерии или ограничивать банки в принятии мер по защите от вовлечения в схемы легализации преступных доходов, а это прямо противоречит мировой сложившейся практике и рекомендациям ФАТФ. А потому — право банка отказать в обслуживании должно быть безусловным», — указывает он.

В свою очередь президент общероссийской организации «Опора России» Александр Калинин отметил, что у банков зачастую нет альтернативы блокировке счетов в силу пробелов в законодательстве.

«Центробанк начал очень активно реагировать на проблему отказов клиентов. Другое дело, что банки поставлены в такое положение, что им иногда проще отказать клиенту, чем подвергнуться административному наказанию», — подчеркивает он.

А вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков считает, что любая инициатива, направленная на снижение количества «ошибочных» отказов вызывает исключительно положительный отклик.

«Однако эффективным предложенный дополнительный инструмент может стать после определения и законодательного закрепления минимального набора признаков, которые в отдельности или по совокупности будут являться достаточным основанием для применения банками обозначенных мер по отказу и в целях квалификации операций клиентов при выявлении признаков подозрительных операций. А именно: мониторинга одного из возможных “признаков отказа”», — сказал представитель АБР.

Как сообщили в пресс-службе Минфина, ведомство получило письмо НСФР и предложения обсуждаются.

 

 

«Финансовая газета»