Об этом глава Совета Федерации заявила в эфире белорусского телеканала «ОНТ».
«Это союз, который должен на том или ином этапе иметь единую валюту, потому что очень трудно с разными валютами определять единую финансовую, валютную политику», – сказала Матвиенко.
При этом спикер Сената подчеркнула, что российская сторона не думает о создании единого государства – речь идет только о «полноценном союзе» двух стран.
Напомним, что в ходе недавней встречи президентов России и Белоруссии, Александр Лукашенко предложил Владимиру Путину до 8 декабря, то есть к 20-летию Союзного договора, решить все спорные вопросы и подготовить программу стратегии действий по интеграции. По его словам, «Россия и Белоруссия не должны вынести ни одной проблемы за пределы этого срока, это поджимает».
Из истории вопроса
Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии был подписан в декабре 1999 года, а в 2000-м он вступил в силу.
Документ предполагает образование единого политического, экономического, военного, таможенного, валютного, юридического, гуманитарного и культурного пространства. Предполагается унификация законодательства, государственной символики и валюты, а также создание единого парламента и других органов власти.
Впрочем, предложение Матвиенко не ново. Ранее, в начале марта текущего года, об этом заявлял и белорусский президент Александр Лукашенко.
► Белоруссия согласна создать общую с Россией валюту
«Сегодня нам предлагают валюту. Мы – за! За!» – сказал глава республики в ходе пресс-конференции 1 марта. Вместе с тем он уточнил, что Белоруссия согласна на создание общего с Россией рубля, но отдельного – ни на базе российского, ни на базе белорусского.
«Конечно, рубль! И у нас рубль, и у вас [в России. – «Фингазета»] рубль, зачем нам выдумывать талер? Рубль! Только вопрос не в этом: это будет не российский и не белорусский рубль, это будет наш общий рубль», – отметил белорусский лидер.
При этом он отметил, что неважно, где будет находиться эмиссионный центр.
«Главное – эмиссионный центр. В Минске? Нет, в Смоленске. Неважно, где он будет, пусть будет в Питере – это мой любимый город», – заявил Лукашенко.
Вместе с тем глава Минэкономразвития Максим Орешкин не согласен с Матвиенко, считая создание единой валюты вопросом не ближайшего времени.
«Это вопрос совсем дальних сроков», – сказал он в ходе интервью на радиостанции «Эхо Москвы».
Он пояснил, что если Россия и Белоруссия будут вводить единую денежно-кредитную политику на две страны сразу, то из-за разных размеров экономик это может привести к росту волатильности в Белоруссии.
«Бежать впереди с точки зрения единой валюты, единой денежно-кредитной политики точно не стоит. Нужно чтобы экономическая взаимосвязь была настолько сильная, чтобы введение валюты уже не приводило к таким колебаниям», – пояснил он.
Позицию Орешкина поддержал и старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко.
По мнению эксперта, перспектива введения общей валюты назрела давно, и она необходима для роста экономики в обеих странах.
«Между странами [разворачивается. – «Фингазета»] активная и интенсивная экономическая деятельность, идет широкий обмен личными поездками», – отметил он.
В то же время Оленченко затруднился ответить на вопрос – как скоро будет введена общая валюта, уточнив, что это – не одномоментный процесс.
«Финансовая газета»