Коллекторы не справляются с плохими долгами банков

16.07.2019
Банки в первом полугодии текущего года предложили коллекторам к покупке плохие долги на 175 млрд руб., что на 58% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

По оценке коллекторского агентства «ЭОС» и «Первого коллекторского бюро» («ПКБ»), рост объемов предложения значительно превысил аналогичный показатель годичной давности — в первом полугодии прошлого года он составлял 10%.

Из истории вопроса

Как указывалось в совместном исследовании Всемирного банка (ВБ) и Роспотребнадзора, россиянам становится все тяжелее обслуживать свои банковские кредиты: почти 60% сограждан, имеющих финансовую задолженность, столкнулись с проблемами с выплатами.

Так, 9% заемщиков имеют просроченную задолженность, 10% пришлось или реструктурировать, или продлевать кредит, а еще 14% сообщили о проблемах с выплатой процентов. 

По мнению гендиректора агентства «ЭОС» Антона Дмитракова, в условиях восстановления высоких темпов роста розничного кредитования в сегменте беззалоговых кредитов банковская система стремится поддерживать состояние балансов в оптимальной форме, минимизировать резервы и снижать давление на капитал.

Впрочем, рост объемов предложения привел к росту закрытых сделок лишь в абсолютном выражении – на 46%, до 114 млрд руб. При этом доля закрытых сделок продолжает снижаться второй год подряд и по итогам первого полугодия 2019 года составила 66% против 71% в первом полугодии 2018-го и 84% в аналогичный период 2017-го.

По словам гендиректора «ПКБ» Павла Михмеля, тенденция такова, что верифицированных телефонных номеров заемщиков в предлагаемых портфелях крайне мало.

«При их формировании кредиторы вносят только данные, которые оставил заемщик при заключении кредитного договора. Если сам заемщик не сообщал банку, что изменил впоследствии номер телефона, в данных банка фигурируют только первоначальные сведения о нем», – указывает он.

Проблема верификации телефонных номеров действительно стоит перед рынком и требует решения, отмечает президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев.

«Речь даже не о финансовых потерях, когда по итогам совершения покупки оказывается, что долг — это пустышка, по которой невозможно вести взыскание на досудебной стадии из-за отсутствия правильного контакта. Коллекторы вынуждены беспокоить третьих лиц, указанных в качестве контактных лиц», – указывает Мехтиев. По его словам, сегодня на категорию жалоб «я не тот, кто вам нужен» приходится практически четверть из всех тех, что поступают в НАПКА, а это порядка 1,5 тыс. жалоб в год.

Банкиры признают, что, действительно, зачастую телефоны в кредитных досье оказываются устаревшими. По словам заместителя директора департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Евгения Сеньковского, портфель кредитов к продаже имеет значительные сроки просроченной задолженности — как правило, такие кредиты выданы более четырех лет назад.

«При передаче цессионарию кредитное досье состоит из документов на дату заключения кредитного договора, в которые банк не вносит изменения, и документов, полученных в процессе обслуживания и работы с просроченной задолженностью», – отмечает он.

При этом коллекторы за качественные портфели готовы платить высокую цену. По итогам первого полугодия текущего года средняя цена закрытия сделки выросла более чем вдвое по сравнению с шестью месяцами 2018 года — с 1,3% до 2,8% от суммы долга. А по итогам года цена может еще вырасти одновременно с ростом объема предложения и доли закрытых сделок.

По прогнозу Дмитракова, рост объема предложения возможен до уровня 500–510 млрд руб., при этом доля закрытых сделок может составить порядка 68–70%.

«Прогнозируемый рост доли закрытых сделок обусловлен ростом эффективности процессов работы с цессионными портфелями, ожиданиями роста качества предлагаемых портфелей, что определит более высокую активность покупателей на рынке», – говорит он.

 

 

«Финансовая газета»