Временное соглашение ОПЕК+ превращается в новый картель

09.07.2019
На прошлой неделе ОПЕК+ из временного объединения, целесообразность упразднения которого еще недавно обсуждали не только зарубежные, но и некоторые российские чиновники, превратился в постоянную организацию. Была подписана хартия о бессрочном сотрудничестве членов ОПЕК+, а соглашение о снижении добычи продлено еще на 9 месяцев.

В США и Европе эти события были восприняты не столько как создание новой организации из 24 стран (в ОПЕК 14 членов), сколько как включение в состав старого нефтяного картеля России, Мексики и Казахстана. Но в любом случае это расширяет возможности организации по управлению уровнем нефтяных цен, которые станут более предсказуемыми. Вот только ежегодный прирост мирового спроса на нефть теперь будут удовлетворять преимущественно американские нефтяники.

При чем здесь Америка

«Мы никоим образом, принимая решения о нашей долгосрочной кооперации, не думали о том, как сформулировать, что это ответ на действия Соединенных Штатов Америки, это абсолютно не связанные решения», – передало РИА «Новости» ответ министра энергетики Александра Новака на вопрос, не было ли принятие хартии ответом на рост добычи в США. А генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо добавил: «США сегодня – самый крупный в мире производитель нефти и быстро становится крупнейшим экспортером на глобальном рынке. Мы приветствуем этот новый статус США как производителя. Мы всегда говорили, что этот диалог, который крайне необходим не только между ОПЕК и не-ОПЕК, но и между производителями и потребителями, будет неполноценным без США».

Но это лишь риторика. Ведь первопричина появления самой ОПЕК+, конечно, именно в том, что высокотехнологичная сланцевая нефтедобыча в США вопреки всем ожиданиям традиционных нефтедобытчиков бурно растет. За 10 лет производство нефти здесь выросло более чем в 2 раза. Если в 2009 году в США добывали 5,3 млн барр. в день, то в 2018 – уже 11 млн барр. И этот стремительный рост продолжается – в июне, по данным Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США, добыча достигла 12,2 млн барр. в день. Разница с прошлогодними результатами, как нетрудно заметить составила 1,2 млн барр. в день. Между тем по совпадению именно на 1,2 млн барр. относительно уровня октября 2018 года ОПЕК+ и сокращал добычу в первом полугодии 2019 года. И это многое говорит – как о масштабах процессов, идущих в США, так и о возможностях организации бороться с их воздействием на мировые цены нефти.

Когда в 2016 году ОПЕК+ только начиналась, США добывали 8,9 млн барр. в сутки. С тех пор американские нефтяники прибавили к добыче больше, чем сейчас производит любой член ОПЕК, за исключением Саудовской Аравии и Ирака. Хорошо еще, что помимо добровольного сокращения, некоторые (Иран с Венесуэлой) снижают добычу по другим причинам, а мировой спрос пока растет. Растет он и в США: 10 лет назад здесь использовали 14,3 млн барр. в день, сейчас – более 17 млн. Но добыча нарастает быстрее, так что в итоге импорт нефти в страну снизился с 9,2 млн барр. в 2010 году до 5,8 млн в 2018-м. Только за прошлый год он сократился на 1 млн барр., а экспорт, естественно, увеличивается. До 2015 года он был в США вообще запрещен законом, а в июне этого года уже был больше 3,7 млн барр. Так что страна всего за несколько лет стала одним из крупнейших мировых нефтеэкспортеров. Всего у 2 стран-членов ОПЕК все производство нефти превышает один лишь американский экспорт.

Стратегическое отступление

В такой ситуации мировые цены на нефть давно были бы ниже, если бы не добровольные ограничения, принятые на себя странами ОПЕК+, и конечно, если бы мировой спрос на нефть не рос. Его объем ежегодно прирастает примерно на 1–1,4 млн барр. в день, то есть довольно близко к тому, на сколько увеличивают свою добычу американцы.

В этом году мировой спрос на нефть впервые превысит 100 млн барр. в сутки, так что США пока удовлетворяют менее 13% от него. Но для товара с таким низкоэластичным спросом, как нефть, и куда меньших колебаний предложения более чем достаточно, чтобы обрушить цены. И 24 участника ОПЕК+, на которых, по данным BP Statistical Review, приходится 61% мировой добычи, могут лишь с трудом уравновешивать ситуацию.

США договариваться с ОПЕК+ не станут по многим причинам – здесь, скорее, напротив, примут новые законы, направленные против картеля: это и политика, и идеология. Законы, запрещающие экспорт нефти, были приняты после нефтяного эмбарго 1973 года, введенного против США арабскими странами, в том числе и членами ОПЕК. Разрешен же экспорт был, среди прочего, с целью ударить по России, а заодно и по другим экспортерам энергоносителей. И, наконец, сам по себе бурный рост сланцевой нефтедобычи – яркий пример работы свободного рынка, на котором действует множество конкурирующих компаний.

Фактически пока в США продолжается рост добычи, все, что страны ОПЕК+ могут сделать для стабилизации цен – это самим не увеличивать производство, а если окажется, что американцы перестарались, то и снижать его. Это неизбежно ведет к сокращению доли рынка, но если цены удастся удерживать, то стоимостной объем экспорта стран-членов организации очень сильно не упадет. Другое дело, что все это будет работать до тех пор, пока растет мировой спрос. В случае, например, рецессии в США и сокращения производства будут масштабнее, и пройдут они при куда меньших уровнях цен.

Католический брак

Но пока у участников соглашения есть все основания для оптимизма. Одни лишь Россия, Мексика и Казахстан способны в сумме добывать порядка 16 млн барр. в сутки. Это примерно половина от суммарной добычи ОПЕК, что позволяет считать ситуацию на мировом рынке нефти хорошо управляемой даже без участия еще 11 стран, присоединившихся к соглашению. «Первоначально этот альянс считали временным, но генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо заявил во вторник, что этот пакт подобен «католическому браку» и будет длиться вечно, – сообщил Newsweek. – Новая нефтяная семья даже решила опубликовать по этому случаю стихотворение. «Неуверенность остается, вызовы становятся сложнее, но будущее светлое, и у нас появилась хартия», – гласит поэма».

Наблюдатели в США и в Европе, вообще, надо сказать, встретили эти события без удовлетворения, но в большей степени все-таки из-за усиления роли России в картеле, чем из-за опасений роста цен на нефть. Отмечали, что первым о продлении соглашения ОПЕК+ еще до официального решения сообщил Владимир Путин на встрече G20 в Осаке. А Handelsblatt резюмировала: «ОПЕК все больше превращается в пропутинский картель».

Что же до цен на нефть, то они, зафиксировав 1 июня пик в $66,75 за баррель Brent, перешли к снижению и остановились лишь на уровнях $62–63. Продление соглашения уже было в ценах, а вот насчет дальнейшего настоящей определенности нет. Так, довольно неожиданно для внешних наблюдателей прозвучали заявления участников встречи ОПЕК+ о пересмотре цели соглашения. Изначально ею было возвращение коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР к среднему пятилетнему уровню. Но министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил о возможности изменить цель по уровню запасов нефти до диапазона 2010–2014 годов. При этом, по его словам, важны запасы не в ОЭСР, а в мире в целом, а здесь ситуация вышла из-под контроля картеля. Александр Новак подтвердил, что Россия поддерживает использование другого периода – ОПЕК+, по его словам, к сентябрю проанализирует эти предложения, но это всего лишь одна из возможных методик.

Как бы то ни было, аналитики уже начали пересматривать прогнозы цен. Так, в Morgan Stanley они понизили прогноз котировок нефти до конца года, теперь здесь ожидают $65 за баррель Вrent против прежних $67,5, при этом для американской WTI прогноз снижен сильнее – с $65 до $60 за баррель. «После недавнего продления соглашение ОПЕК+ вступит в четвертый год – необычайно длительный период сокращения добычи, – приводит слова аналитиков Morgan Stanley «Интерфакс». – Это предотвращает дальнейшее перепроизводство, но за счет значительной доли рынка для ОПЕК. Если история может служить ориентиром, это приводит скорее к снижению цен на нефть, чем к росту».

 

 

«Финансовая газета»