По данным СМИ этой республики, дочерняя компания российского монополиста Gazprom EP International и Узбекистан заключили СРП на 25 лет. Начать добычу газа компания планирует в 2021 году. При этом годовой отбор газа должен составить 150 млн кубометров в течение 2021−2024 годов, а с 2025 года рассчитывается выход на 300 млн кубометров.
Прогнозная стоимость проекта составляет 200 млн долл.
О СРП
Соглашения о разделе продукции между Gazprom EP International и Узбекистаном было заключено в октябре прошлого года. Оно предусматривает предельный уровень компенсационной продукции в размере 75%, ставку налога на прибыль – 12%, годовую ставку финансирования невозмещенной части затрат инвестора, подлежащих возмещению, – 8%.
Роялти в случае изменения конъюнктуры на природный газ в период реализации СРП будет применяться в диапазоне от нуля процентов при цене менее 125 долл. за 1 тыс. кубометров до 30% при цене свыше 170 долл.
В начале июня российский премьер Дмитрий Медведев в ходе визита в Узбекистан указывал, что за минувший год торговый оборот России с этой республикой вырос более чем на 25%, достигнув 4,5 млрд долл., что является одним из самых высоких показателей с государствами СНГ. Здесь работает более 1,1 тыс. предприятий с участием российского капитала, а общий объем капиталовложений – порядка 9 млрд долл.
«Для нас Узбекистан – ключевой партнер в Центральной Азии», – отмечал Медведев.
И, наверное, тем досаднее проблемы, которые возникают у российского бизнеса в этой стране.
В конце прошлого месяца президент Мирзиеев признал, что Узбекистан за прошлый год задолжал российской компании «Лукойл» 600 млн долл.
Из истории вопроса
«Лукойл» работает в Узбекистане на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) в проектах Кандым-Хаузак-Шады-Кунград и Юго-Западный Гиссар. Производимый на проектах газ поставляется преимущественно в Китай.
По словам старшего вице-президента «Лукойла» по добыче Азата Шамсуарова, задолженность образовалась из-за того, что Узбекистан забирал часть газа на внутренний рынок, хотя условия СРП предусматривают экспорт всего добываемого объема газа.
«Тот долг, который образовался с “Лукойлом”, он появился не за один год. Мы на протяжении последних лет продаем природный газ, который забираем у российской компании, внутренним потребителям», – пояснил председатель правления компании «Узбекнефтегаз» Баходиржон Сидиков.
По его словам, покупая у «Лукойла» голубое топливо для внутреннего рынка за 146 долл. за тысячу кубометров, республика продает его населению за 40 долл. Именно за счет разницы в 100 долл. и образовался 600-миллионный долг.
Тем не менее, выступая в конце июня в Сенате республики, глава Узбекистана Мирзиеев задался вопросом: «Почему при составлении соглашения о разделе продукции [с «Лукойлом» – «Фингазета»] не были учтены национальные интересы, интересы государства?», предложив пересмотреть условия СРП.
Насколько справедливо поставлен вопрос – судите сами: по данным все того «Узбекнефтегаза», доход республики от соглашения с «Лукойлом» составляет порядка 3,5 млрд долл. Государство получает свою долю в виде налогов и распределения доли прибыли от продукции.
Что же касается сформировавшегося долга, то, по словам Сидикова, он составляет порядка 3-месячного объема добычи природного газа по проектам в рамках СРП с «Лукойлом».
«У нас есть конкретные мероприятия по устранению этой задолженности. Мы имеем договоренности с российской компанией по реструктурированию части этой задолженности и оплате», – уточнил он.
Есть договоренности – хорошо. Значит, можно надеяться, что рано или поздно, – хотя, хотелось бы, чтобы пораньше! – Узбекистан рассчитается с российскими инвесторами.
Только вот не повторится ли эта ситуация в будущем? Не наступит ли «Газпром» на грабли «Лукойла»?
«Финансовая газета»