Два суда по банку «Восточный»: вместо точки — многоточие

20.06.2019
Ходатайство банка «Восточный» об отмене обеспечительных мер, запрещающих финансовой организации проводить допэмиссию акций Арбитражный суд Амурской области рассмотрит в закрытом режиме.

С заявлением рассмотреть ходатайство «Восточного» без участия СМИ к суду обратилась представитель банка Яна Янчук. Она обосновала заявление необходимостью сохранять коммерческую тайну.

«Ходатайство удовлетворено, прошу представителей СМИ и слушателей покинуть зал», – постановил судья.

Двумя неделями ранее компания «Финвижн», принадлежащая миноритарному акционеру «Восточного» Артему Аветисяну, подала иск к банку с требованием признать недействительными ряд решений совета директоров о размещении дополнительного выпуска 500 млрд акций по цене 1 копейка за акцию, а также сам допвыпуск. Предварительные слушания по иску назначены на 1 июля. В качестве обеспечительной меры суд пока запретил проводить допэмиссию, намеченную на конец июня.

«Восточный» с решением не согласился и 7 июня подал ходатайство с просьбой отменить этот запрет.

Из истории вопроса

В августе 2016 года структура Baring Vostok Evison и BOC Russia (в будущем «Финвижн») Артема Аветисяна договорились объединить свои банки «Юниаструм» и «Восточный».

Сделка завершилась в 2017 году, Baring получил 51,6% в объединенном банке, Аветисян и его партнеры Шерзод Юсупов и Юрий Данилов — 40,2%.

Предполагалось, что контроль в банке перейдет ко второй группе акционеров. Для этого стороны заключили соглашение об опционе на 9,99% до 28 февраля 2017 года. В случае его реализации группа Аветисяна получила бы больше 50% акций. Хотя позднее опцион продлили до 31 марта 2018 года, но он так и не был исполнен до сих пор.

Что же касается Evison, она отказалась исполнять опцион, поскольку посчитала, что «Финвижн» вывела из «Юниаструма» 3,6 млрд руб. По версии структуры Baring Vostok, вывод активов произошел после проверки «Юниаструма» аудитором KPMG, но до слияния банков.

Кстати, признаки вывода активов в сделках «Юниаструма» также выявил и Центробанк после своей проверки «Восточного», которая закончилась в августе 2018 года.

Не мешает напомнить, что ранее «Финвижн» уже просила принять обеспечительные меры в деле по иску к представляющей интересы инвестфонда Baring Vostok кипрской компании Evison Holdings Limited, мажоритарному акционеру «Восточного». В том деле «Финвижн» требовала обязать ответчика исполнить соглашение о колл-опционе от 26 августа 2016 года о продаже ей 9,99% акций банка за 750 млн руб. И тогда арбитраж удовлетворил ходатайство об обеспечительных мерах. Правда, частично: суд наложил арест на спорный пакет акций, однако не стал запрещать банку принимать любые решения и совершать любые иные действия, направленные на размещение допэмиссии.

В мае все тот же арбитраж Амурской области частично удовлетворил иск «Финвижн», обязав Evison исполнить соглашение о колл-опционе. И хоть решение в законную силу пока не вступило, тем не менее «Финвижн» подала в суд заявление о его немедленном исполнении. Мотивировка компании Аветисяна была такой: в случае исполнения опциона «Финвижн» стала бы владельцем 42,01% «Восточного», а у структуры Baring осталось бы 41,63%. Однако в условиях, когда спорный пакет не передан, Evison обладает преимущественным правом на выкуп допэмисии.

11 июня арбитраж обязал Baring Vostok немедленно продать 9,99% акций банка «Восточный» компании «Финвижн».

Можно вспомнить о заявлении «Финвижн», сделанном ранее в другом деле: если Evison приобретет допэмиссию пропорционально опционным акциям, то, даже передав опционные акции «Финвижн», но оставив себе размещенные на них дополнительные акции, он сохранит контроль над банком.

При этом, как указывала «Финвижн», «Ответчик [Evison – «Фингазета»] уже давно готов к размещению дополнительных акций банка, и поэтому 27 июня 2019 ответчику достаточно просто оплатить дополнительные акции банка [перечислить соответствующие денежные средства на расчетный счет банка], чтобы договор купли-продажи данных акций банка считался заключенным и они были размещены».

А между тем накануне трибунал Лондонского международного третейского суда (LCIA) вынес решение относительно спора между «Финвижн» Артема Аветисяна и Evison, признав право «Финвижн» на опцион.

В Baring заявляют, что это лишь промежуточное решение, и ждут основного процесса в январе 2020 года.

Самое любопытное в этой ситуации, что каждая из сторон углядела в решении Лондонского трибунала свои плюсы.

Так, пресс-служба «Финвижн» заявляет, что победу компании подтверждает присуждение ей выплаты судебных издержек от Evison в размере 550 тыс. фунтов. В компании Аветисяна считают решением в свою пользу, поскольку «трибунал LCIA подтвердил правомерность требования исполнения опционного соглашения, признал право Finvision судиться в России, а также то, что фонд действовал недобросовестно, удерживая спор в английской юрисдикции все это время».

В Baring Vostok обращают внимание, что арбитры согласились с ее доводами о том, что иск к Finvision подлежит рассмотрению именно в LCIA.

«Суд в Лондоне не завершен. Промежуточное решение Трибунала касалось исключительно процедуры исполнения опциона, в то время как основной спор – о наличии у опциона юридической силы по итогам мошенничества перед объединением банков – будет слушаться в январе 2020 года», – пояснили в пресс-службе фонда.

Продолжение следует? – Запасаемся попкорном…

 

 

«Финансовая газета»