Банки сделали биометрию добровольно-принудительной

19.06.2019

Ряд банков требуют от своих клиентов в обязательном порядке сдать биометрические данные. Даже для того, чтобы открыть вклад или дебетовую карту, клиентам приходится фотографироваться.

На это пожаловались клиенты банка ФК «Открытие» журналистам газеты «Коммерсантъ». В частности, один из них сообщил на портале «Банки.ру», что в данной финансовой организации невозможно открыть дебетовую карту без фотографирования. Другой клиент по этой же причине не смог открыть вклад.

Похожая ситуация существует и в Почта-банке, только с тем различием, что клиент, отказавшийся сдать биометрию, может рассчитывать на лимитированный набор услуг.

Комментируя журналистам жалобы, официальный представитель ФК «Открытие» подтвердил, что банк действительно в обязательном порядке фотографирует вкладчиков.

«Преследуются две цели. Во-первых, согласно требованиям законодательства в рамках 115-ФЗ [закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – «Фингазета»], банки обязаны идентифицировать своих клиентов. При этом выбор необходимых для этого сведений и документов остается на усмотрение самих кредитных организаций. Таким образом, фотографирование клиентов необходимо для соблюдения регуляторных требований в части идентификации клиентов», – пояснил собеседник.

В качестве второй причины он назвал стремление финансовой организации за счет наличия базы фотоснимков снизить риски мошеннических операций.

Желанием защитить клиентов от мошеннических действий объяснили сбор биометрии в Почта-банке.

«Всем клиентам мы поясняем, с какой целью мы их фотографируем и как будет использоваться фото», – заявили в кредитном учреждении.

При этом в Почта-банке считают, что действуют в соответствии с Гражданским кодексом, согласно которому при заключении договора банковского счета клиенту открывается счет на условиях, согласованных сторонами.

«Договором на открытие банковского счета предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии. Таким образом, принимая оферту банка о заключении договора банковского счета, клиент соглашается и на фотографирование», – уточнил представитель Почта-банка.

Вместе с тем партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов напоминает, что законодательство требует согласия субъекта данных на сбор и обработку биометрии. А это значит, что клиент банка может отказаться от предоставления данных и это является его законным правом. Правда, необходимо признать, что в этом случае банк может отказать в заключении договора.

«Банк имеет право самостоятельно определять сведения или документы, необходимые для идентификации клиента. Принцип свободы заключения договора предполагает, что ни одна из сторон не может принуждать другую к его заключению, так что если клиент не хочет предоставлять свою фотографию, а банк не согласен заключать договор в отсутствие обязательных к предоставлению данных, то они могут просто этот договор не заключать», – указывает эксперт.

В свою очередь юрист компании FMG Group Данил Пашуткин отмечает, что договор банковского счета или вклада является публичным, в отличие, например, от кредитного договора, когда финансовые организации фотографируют заемщиков.

«Банк не может отказать в открытии вклада гражданину с паспортом, при этом может не давать ему же кредит, если гражданин не соответствует критериям, которые устанавливает сам банк», – считает он.

По мнению юриста, написанное в договоре условие о биометрии для публичных договоров незаконно, пока это не будет явно предусмотрено законом. При этом он считает, что человеку, не сдавшему биометрию, банк имеет право отказать в определенных видах услуг, но лишь связанных с удаленным обслуживанием.

В Росфинмониторинге журналистам пояснили, что Закон 115-ФЗ дает клиентам право на сдачу биометрических данных, но не вменяет им это в обязанность.

В Центробанке уклонились от ответа на вопрос – правомерен ли отказ в обслуживании клиента, не сдавшего биометрию.

 

«Финансовая газета»