Проблема так называемого зарплатного рабства, несмотря на законодательный запрет, до сих пор существует. Однако большинство россиян она не волнует.
Значительная часть работников, опрошенных «Левада-центром», признались, что работодатель просто поставил их перед фактом получения зарплаты через определенную финансовую организацию: две трети работников – 66% – отметили, что при трудоустройстве им был предложен лишь один банк для получения зарплаты – без альтернатив.
Из истории вопроса
Де-юре «зарплатное рабство» отменено еще в 2014 году, когда в Трудовой кодекс были внесены поправки, позволяющие физическим лицам при устройстве на работу указывать в заявлении банк, в который должна быть переведена зарплата. Кроме того, в кодексе прописали право на замену зарплатного банка.
Тем не менее даже в октябре прошлого года глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявляла: «Все еще сохраняется такая проблема, как “банковское рабство”. Мы когда-то говорили, что правительство занимается отказом от “мобильного рабства”, но “банковское рабство” существует».
Согласно опросу «Левада-центра», почти половина россиян – 46% – не знают о своих правах сменить зарплатный банк. Преобладающее большинство работников – 84% – даже не интересуются условиями, которые предлагают другие финансовые организации.
Вместе с тем в конце прошлого года Альфа-банк, Тинькофф банк и Совкомбанк, которые не устраивала монополия крупнейших госбанков на рынке «зарплатных проектов», попытались разработать проект консолидированного зарплатного реестра, который работодатели могли бы предлагать своим сотрудникам. В него были включены финансовые организации с определенным уровнем кредитного рейтинга для получения жалованья.
Впрочем, Центробанк с этой идеей не согласился, посчитав, что этот проект несет риски задержки зарплат.
По словам главы Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, даже 5 лет назад, когда только принимался закон об отмене «зарплатного рабства», против него многие приводили контраргумент: данный акт излишен, поскольку законодательство, мол, и так предоставляет право на выбор банка.
«Депутаты тогда признали, что это право чаще всего попросту не транслируется работнику. Неосведомленность людей о наличии у них права сменить зарплатный банк фактически блокирует им использование возможностей, которые им дает финансовая система. Не может волновать то, чего ты не знаешь», – считает он, указывая на необходимость повышать финансовую грамотность населения.
Тем не менее регулятор убежден, что проблема есть, а, значит, ее необходимо решать. И выдвинул новое предложение: перечислять зарплату в рамках Системы быстрых платежей (СБП), которая была запущена в нашей стране 28 января. Для этого работнику нужно будет лишь предоставить работодателю свой номер телефона, а зарплата будет приходить в тот банк, который он выберет сам среди участников СБП.
По экспертным оценкам, рынок зарплатных проектов в России составляет около 25 трлн руб. Именно этот объем средств в течение года проходит через зарплатные счета российских работников.
Вместе с тем, как отмечала ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС), рынок зарплатных проектов характеризуется высокой концентрацией с преобладающей долей госбанков.
Как уточнил глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, в настоящее время обсуждается техническая возможность реализовать инициативу регулятора.
«Сам проект если и будет реализован, то только в следующем году, поскольку принятие нормативных актов и подготовка соответствующего программного обеспечения требуют времени», – подчеркнул депутат.
Чтобы реализовать схему по переводу зарплат по телефону, возможно, потребуется вносить изменения только в нормативные документы Центробанка, а может быть, придется принять и пару законов, которые обязуют работодателей указывать в реестре для банка номера телефонов сотрудников, а не банковский счет, пояснил Аксаков.
«Финансовая газета»