Банки пошли навстречу клиентам, меняя схему страхования

16.05.2019

Многие банки в последнее время стали менять схему страхования клиентов: все чаще финансовые организации отказываются от коллективных договоров и составляют индивидуальные.

Так, в частности, от коллективных договоров страхования заемщиков уже полностью отказались в ВТБ и Почта-банке.

Как пояснили в пресс-службе ВТБ, индивидуальная схема «является более понятной для клиентов».

Такой же точки зрения придерживается и вице-президент Почта-банка Григорий Бабаджанян.

«Агентская схема страхования более востребована клиентами и имеет важное преимущество – период охлаждения, в течение которого можно отказаться от договора индивидуального страхования», – пояснил он.

Принял решение отказаться от коллективного страхования заемщиков и МТС-банк. «Следуя тенденциям рынка», до конца текущего года отказаться от коллективной схемы намерены и в Русфинанс-банке.

Представители Центробанка подтвердили, что по итогам взаимодействия регулятора с финансовыми организациями ряд банков внедрил в схему коллективного страхования право на отказ от договора с возвратом страховой премии или отказался от данной схемы в пользу индивидуального страхования.

«Но это не отменяет необходимости законодательного урегулирования вопросов, связанных с защитой прав граждан при коллективном страховании», – уточнил представитель регулятора.

Напомним, что в августе прошлого года Госдумой был принят в первом чтении закон, закрепляющий 14-дневный период охлаждения и предусматривающий возврат заемщику части страховой премии при досрочном погашении кредита. В исходной редакции предполагалось, что, если при получении кредита заемщик был присоединен к договору коллективного страхования, он сможет получить только те средства, которые пошли на уплату премии – без агентского вознаграждения банка, которое может составлять до 90% от уплаченной за страховку суммы.

Центробанк предполагал распространить период охлаждения и на коллективное страхование, а также при отказе от такой страховки обязать кредитора возвращать денежные средства в размере всей полученной банком суммы, однако против выступил Минюст. По мнению ведомства, возврат суммы комиссии невозможен, поскольку услуга банка по подключению заемщика к программе страхования оказывается единовременно и к моменту истечения периода охлаждения уже может быть реализована.

К настоящему времени в Минюсте были подготовлены и уже направлены в комитет Госдумы по финансовому рынку «предложения по доработке законопроекта ко второму чтению, направленные на решение проблемы возврата страховой премии, уплачиваемой страховщику по договору коллективного страхования».

Раскрывать содержание данных предложений в ведомстве не стали.

Вместе с тем судебная практика уже складывается в пользу потребителей, оспаривающих договоры коллективного страхования. Коллегия по гражданским делам Верховного суда (ВС) в своих определениях не раз указывала, что страхователем по таким договорам является именно заемщик, поскольку он страхует свои имущественные интересы и оплачивает страховую премию. А, соответственно, по мнению ВС, указание Центробанка, регламентирующее правила возврата страховой премии, распространяется и на коллективный договор. Это значит, клиент может отказаться от него в период охлаждения и вернуть всю уплаченную сумму.

Впрочем, остается достаточное количество банков, которые не готовы добровольно отказаться от коллективного страхования. Предлагать его и дальше намерены в Промсвязьбанке, Совкомбанке, Связь-банке. Продолжат использовать коллективное страхование наравне с индивидуальным и в Сбербанке…

«Банкиры борются за свои комиссии, которые получают при страховании – это неотъемлемая составляющая дохода. Поэтому мы продолжаем настаивать на запрете коллективного страхования при кредитовании на законодательном уровне», – отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

 

«Финансовая газета»