От пенсионной реформы больше других обеднеют предпенсионеры

15.04.2019

Повышение пенсионного возраста может привести к росту бедности среди граждан предпенсионного возраста.

К такому выводу пришли аналитики Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), подготовивших доклад «Анализ влияния повышения пенсионного возраста на уровень бедности».

Авторы исследования, – а это экономисты Юрий Горлин, Марина Карцева и Виктор Ляшок – изучили влияние повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин на уровень бедности населения страны в период с 2019-го по 2028 год – то есть именно в переходный период пенсионной реформы.

Как указано в умеренном сценарии макропрогноза, к 2028 году доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 11,9%. При оптимистичном развитии событий доля бедняков составит 9,8%.

Стоит отметить, что экономисты в своих расчетах исходили из оценки уровня бедности в 2018 году в 13,1%, в то время как недавно Росстат скорректировал данные до 12,9%.

Основными факторами уменьшения числа граждан, живущих в бедности, согласно выводам экспертов, станет рост экономики, влекущий за собой увеличение зарплат, а также обещанный властями ускоренный рост пенсий на 1,5–2 процентного пункта (п.п.) выше инфляции.

Кроме того, уменьшению уровня бедности будут способствовать компенсационные меры, принятые властями – это льгота по выходу на пенсию для граждан, достигающих пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах, сохранение налоговых и социальных льгот для предпенсионеров и др.

И все было бы прекрасно, если бы не рост уровня бедности к концу переходного периода в среде предпенсионеров, то есть женщин 55–59 лет и мужчин 60–64 лет.

По оценке аналитиков РАНХиГС, к 2028 году он повысится с 4,2% в 2018 году до 6,1% в оптимистичном сценарии и до 7,3% в умеренном. А ведь доля предпенсионеров составляет 6–7% от всего населения России.

Кроме того, по мнению экономистов, из-за пенсионной реформы может также увеличиться дефицит доходов – то есть глубина бедности малоимущих граждан. Если в прошлом году этот показатель составлял 23% от прожиточного минимума трудоспособного населения, то к десятому году реформы глубина бедности может вырасти до 34% в умеренном сценарии.

«У новых предпенсионеров не будет пенсии, они должны будут работать, чтобы жить. То, что существуют проблемы с трудоустройством лиц старшего возраста на рынке труда, очевидно», – отмечает старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Марина Карцева.

 

«Финансовая газета»