На март прошлого года пришелся пик ICO (Initial Coin Offering, первичного размещения токенов). Тогда всего за месяц стартапы в сфере криптоиндустрии собрали свыше $7 млрд. Но затем началось резкое падение, как числа проектов, так и собранных при размещениях средств. В первом квартале этого года тенденция к деградации рынка только усугубилась.
ICO при смерти
В первом квартале текущего года, по данным Wall Street Journal, ICO-проекты сумели собрать всего $118 млн. Годом ранее этот показатель издание оценивает в $6,9 млрд, а портал anycoin.news почти вдвое больше – $11,4 млрд. Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные аналитического портала Coinschedule, приводит более оптимистичные цифры: за первые три месяца этого года в рамках первичного размещения токенов было получено $620 млн – в 6 раз меньше, чем годом ранее ($3,85 млрд).
Разница в цифрах вызвана, прежде всего, отсутствием точных данных по объему собранных средств, а также разной методикой подсчета: одни эксперты учитывают только завершившиеся в конкретном квартале размещения, другие прибавляют к этому показателю пришедшие деньги в ранее начатые ICO. В любом случае спад колоссальный, но он вполне объясним.
Прежде всего, на снижение интереса инвесторов к новым проектам в сфере блокчейна повлияло падение рынка криптовалют, капитализация которого за прошлый год снизилась в 5 раз. Это значит, что примерно на столько же уменьшились и вложения в криптовалюты, будь то биткоин или менее ликвидные токены. Таким образом, инвесторы не могут зафиксировать прибыль по старым проектам, чтобы вложиться в новые. Вполне логично, что в условиях общей деградации крипторынка приток «свежих» денег практически иссяк.
Вторая причина – это то, что большинство проектов, собравших средства, не оправдало ожиданий инвесторов, поскольку так и не смогло выйти на плановую монетизацию, оказавшись либо совсем невостребованными реальным сектором экономики, либо просто опередившими свое время. По оценке Wall Street Journal, из 2500 проектов, вышедших на рынок ICO с 2017 года, только 45% смогли собрать необходимые для начала работы средства. При этом лишь 15% новых криптомонет торгуются по цене размещения или выше ее.
Однако если рынок криптовалют действительно завершил падение и начинает входить в стадию роста, то и ситуация с ICO может поменяться.
Традиционно рост любого сегмента финансового рынка приводит к притоку новых средств инвесторов, и часть «свежих» денег пойдет на финансирование стартапов в надежде на 10-ти, а то и 100-кратную прибыль.
Впрочем, ICO, скорее всего, трансформируется в STO (Security Token Offering), которое фактически является аналогом акции в криптопространстве. Security Token дает ее собственнику право участия в принятия решений, а также на часть собственности проекта и, соответственно, получение дивидендов. Механизм привлечения средств посредством STO является более легальным в правовом поле большинства стран, понятен классическим инвесторам и больше защищает их права, а также признается SEC (Комиссией по ценным бумагам и биржам США).
Мошенникам несть числа
Стандарты STO создают больше препятствий для вывода на рынок скам-проектов, хотя полностью защититься от мошенничества в финансовом секторе невозможно. Даже при строго регламентированном и проверенном годами IPO (Initial Public Offering, первичное публичное предложение акций) эмитенты порой идут на обман новых акционеров в виде невыполнения данных накануне размещения обещаний по объектам инвестирования средств или «размытия» доли участников IPO путем дополнительной эмиссии акций в пользу мажоритариев. Но потерять все деньги на классическом рынке акций достаточно сложно – на крипторынке в этом плане ничего невозможного нет.
Объем украденных у криптоинвесторов денег точному подсчету не поддается. Разные компании и издания приводят различные данные, что отчасти связано с несовпадающими методиками отнесения проектов к скаму. Так, консалтинговая компания ICS Statis Group считает скамом те проекты, которые вышли на ICO, но не планировали тратить полученные деньги на блокчейн-разработки. По мнению экспертов компании, 81% проведенных в 2017 году ICO – обман. Среди крупнейших мошеннических проектов ICS Statis Group называет Pincoin (привлечено $660 млн), Arisebank ($600 млн) и Savedroid ($50 млн). Всего мошенники смогли забрать у инвесторов $1,3 млрд.
Немного отличные данные приводит Wall Street Journal. Из 1450 исследованных изданием на середину прошлого года проектов, у 271 были обнаружены признаки мошенничества: описание проектов было дословно скопировано с других идей, в списках членов команды были найдены несуществующие люди, среди публикуемых обещаний были тезисы из «схемы Понци», той самой, что у нас зовется «финансовыми пирамидами». По оценкам авторов исследования, причиненный инвесторам ущерб оценивается в $1 млрд.
Но самые печальные выводы делает портал anycoin.news, который оценивает потери от действий криптомошенников в $3 млрд за последние два года. При этом SEC завела против криптокомпаний более 90 дел, но пока инвесторам удалось вернуть лишь $36 млн. Среди крупнейших мошеннических проектов портал называет BitConnect и Modern Tech, действовавшие по принципу классической финансовой пирамиды. Первая из них обещала доходность в 480%, вторая в 580% годовых. Объем потерь инвесторов в BitConnect не называется, а 9 вьетнамцев — основателей Modern Tech, сбежали из страны, прихватив $660 млн.
ЦБ готовит криптолимиты
В конце марта президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий поправки в Гражданский Кодекс РФ, которые фактически вводит цифровую экономику в российское правовое поле. Но в Госдуме лежат еще два законопроекта: один регулирует оборот криптовалют, а второй – «привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ», то есть ICO. Все три документа должны вступить в силу с 1 октября, поэтому нет сомнений, что оставшиеся два документа будут одобрены парламентом в ближайшее время.
Банк России уже разработал проект указания, ограничивающий объем вложений неквалифицированных инвесторов в криптовалюты, в том числе на стадии ICO. Лимит будет установлен позднее, но РБК предполагает, что он составит 600 тыс. руб. в год.
«Из указания ЦБ следует, что сделки с цифровыми деньгами будут ограничены суммой денежных средств, передаваемых в оплату, совокупной стоимостью цифровых активов, которые передаются в обмен, или ценой переданных в обмен цифровых операционных знаков (криптовалют, которые могут быть выпущены в России в рамках будущего закона)», пишет издание.
Таким образом, скорее всего, указание будет распространяться на сделки, совершенные в российской юрисдикции и на российских торговых площадках, которых пока нет. Смысл данного ограничения инвестиций, как и введение института квалифицированных инвесторов на классическом рынке ценных бумаг, остается непонятным как большинству самих инвесторов, так и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Нет никаких сомнений, что в ближайшие годы ни одна крупная компания не будет проводить ICO в России из-за делового климата, отсутствия реальной защиты прав инвесторов и низкой ликвидности отечественного рынка.
Если же ограничения по лимиту вложений будут распространяться и на иностранные юрисдикции, то теоретически у Банка России будет возможность отследить инвестиционную активность россиян. Как уже отмечалось, акцент в привлечении средств, скорее всего, сместится из ICO в сторону STO, а этот механизм уже предусматривает раскрытие данных по инвесторам. Однако пока нет информации, что физические лица, нарушившие готовящийся норматив ЦБ, могут подвергнуться каким-то наказаниям.
«Финансовая газета»