Расходы бюджета России к 2036 году вырастут на 40%, а доходы всего на 20%

03.04.2019

Расходы федерального бюджета России могут вырасти на 40% к 2036 году. Как говорится в опубликованном Минфином «Бюджетном прогнозе Российской Федерации на период до 2036 года», дополнительным ограничением для развития станут низкие темпы роста мировой экономики.

«Согласно базовому сценарию прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года расходы федерального бюджета к 2036 году в реальном выражении увеличатся более чем на 40% к текущему уровню. Такая тенденция исходит из предпосылки формирования предельного объема расходов федерального бюджета в соответствии с законодательно установленными бюджетными правилами», говорится в документе.

Вместе с тем дополнительным ограничением для развития экономики России могут стать более низкие темпы роста мировой экономики, отмечает Минфин. Например, цена на нефть марки Urals может снизиться до 42,5 долл. за баррель к 2020 году наравне с умеренными темпами роста долларовой инфляции в последующие годы. А при низком мировом спросе на энергоносители темпы роста российского ВВП в 2020-2036 годы могут быть не выше уровне 3% в год.

► Медведев утвердил бюджетный прогноз России до 2036 года

Накануне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил бюджетный прогноз до 2036 года в базовом и консервативном вариантах, которые предполагают разную динамику основных показателей развития страны.

Дефицит федерального бюджета России с 2024 по 2036 год, по оценке министерства, может вырасти с 0,1% ВВП до 0,7% ВВП. По итогам 2018 года федеральный бюджет был исполнен с профицитом 2,7% ВВП, который превысил заложенный в законе показатель 2,1% ВВП.

Ко всему прочему в статье расходов бюджета РФ предусмотрено создание Фонда развития с 2019 года по 2024 год в объеме до 3,5 трлн руб. При этом в указанный период предельный объем расходов федерального бюджета увеличен на сумму ежегодного объема указанного фонда на уровне 585 млрд руб. в год до 2023 года и на 575 млрд руб. в 2024 году, добавляет ведомство.

Сумма расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ будет соответствовать относительно стабильной доходной базе благодаря значительному сокращению дефицита в 2015–2017 годах, отмечает Минфин.

По прогнозам министерства, к 2036 году расходы бюджета увеличатся на 40% по сравнению с 2018 годом и составят 14,8% ВВП, доходы вырастут на 20% относительно показателей 2018 года и составят 14,2% ВВП.

Одной из основных опасностей для доходов федерального бюджета Минфин назвал исчерпание запасов природных ресурсов и расширение налоговых льгот и преференций. По его подсчетам, за последние пять лет правительство предоставило более 100 новых льгот федерального уровня.

При этом выпадающие доходы бюджета по ним превысили 720 млрд руб. На сегодня таких налоговых льгот действует более 3,5 тыс. на федеральном и региональном уровнях в общем объеме более 4 трлн руб., которые в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля.

«Это ведет к снижению прозрачности бюджетной и налоговой политики, создает предпосылки для снижения эффективности распределения ограниченных бюджетных ресурсов и последующих прямых потерь общественного благосостояния», отмечает Минфин.

Однако главным риском для бюджетных доходов является колебание цен на нефть, говорится в бюджетном прогнозе.

«Снижение цен на нефть на 10 долл. за баррель с учетом компенсирующего влияния на обменный курс рубля приводит к прямым потерям нефтегазовых доходов бюджетной системы РФ на 1,2 процентного пункта (п.п.) ВВП. А с учетом понижательного давления на объем выпуска ненефтегазовой экономики совокупные потери доходов бюджетной системы РФ от снижения цен на нефть на 10 долл. за баррель с расчетных (40 долл. за баррель) уровней могут достигать 1,4 п.п. ВВП», говорится в документе.

В Минфине считают, что цена на нефть в долгосрочной перспективе стабилизируется на отметке 40 долл. за баррель. Снижение цены в базовом варианте прогноза может наступить к 2030 году, а в консервативном уже в 2020 году.

Цена на нефть будет постепенно стабилизироваться в районе 40 долл. за баррель. У нас есть два варианта прогноза – консервативный и базовый. Они отличаются только той скоростью, с которой цены на нефть приходят к этому уровню равновесия. В базовом сценарии они приходят к этому уровню ближе к 2030 году, а в консервативном, можно сказать, завтра, с 2020 года, отмечает Минфин.

При этом, по его словам, объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) к концу 2036 года в базовом варианте прогноза составит 12% ВВП, в консервативном – около 8% ВВП. При снижении цен на нефть до 25–30 долл. за баррель выпадающие нефтегазовые доходы бюджета составят 5–14% ВВП.

Этот диапазон говорит о том, где должен быть запасный уровень активов ФНБ, инвестированных в резервные активы, которые при необходимости можно будет задействовать, чтобы экономику не подвергать таким шокам, считают в Минфине.

 

«Финансовая газета»