Почему Центробанк вновь полюбил доллар

03.04.2019

К концу сентября 2018 года российский Центробанк вновь увеличил долю доллара в международных резервах – на 0,7 процентного пункта (п.п.), до 22,6%.

Такие данные приводит регулятор в «Обзоре деятельности Банка России по управлению активами в иностранных валютах и золоте».

Напомним, что по состоянию на 30 июня доля американской валюты в международных резервах составляла 21,9%.

Выросла, правда, не столь значимо, за третий квартал и доля евро – с 32% до 32,1%.

Зато доля китайского юаня понизилась на 0,3 п.п., до 14,7%, а золота – на 0,1 п.п., до 16,6%.

Для справки

Международные, или как их еще называют, золотовалютные резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и правительства страны.

Резервы состоят из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и средств в иностранной валюте (прочие резервные активы).

В январе первый замглавы Центробанка Ксения Юдаева заявила, что регулятор видит разные сценарии диверсификации международных резервов, например, в которых юань – более интересная валюта для вложений.

Кроме того, как указывает Forbes, несмотря на «санкционные войны», Центробанк в последнее время активно наращивает запасы наличной валюты. Если учесть, что по состоянию на 1 января 2015 года в кубышке регулятора было всего 1,4 млрд долл., то уже к 1 сентября 2018 года объем достиг 31,2 млрд долл.

Отметим, что ранее информация о наличной иностранной валюте в запасах Центробанка лежала на поверхности – в отчете, который публикуется на сайте регулятора в разделе «Статистика/Денежно-кредитная и финансовая статистика».

До сентября прошлого года на эту информацию никто и внимания не обращал. Однако сразу после того, как данные о растущих запасах наличной иностранной валюты появились в прессе, регулятор прекратил публиковать эту статистику.

Зачем Центробанку понадобился столь большой запас валютной налички? Большинство экспертов убеждены, что в условиях санкций российские банки могут попасть в список SDN [Specially Designated Nationals List], где перечислены лица, с которыми американцам запрещено заниматься бизнесом. Соответственно, финансовые организации, попавшие в список SDN, лишаются возможности осуществлять безналичные сделки в долларах.

Между тем валютные вклады населения в российских банках по состоянию на 1 февраля текущего года достигли 90,4 млрд долл., тогда как запас наличной иностранной валюты в этих самых банках составил всего 12,8 млрд.

Как же покрыть разрыв в 77,6 млрд долл.?

Начальник аналитического управления, член совета директоров банка «БКФ» Михаил Осадчий уверен, что «создавая огромный запас наличной валюты, Центробанк и пытается обезопасить банки от набега вкладчиков в случае ужесточения санкций».

При этом эксперт не исключает, что если в список SDN попадут крупнейшие российские госбанки, то вклады населения в иностранной валюте будут или заморожены, или принудительно конвертированы в рубли по невыгодному курсу.

 

«Финансовая газета»