Система госзаказа станет проще

14.03.2019

Система госзакупок на данный момент сложна и недостаточно гибка. А потому для реализации национальных проектов контрактная система нуждается в донастройке.

Об этом говорилось на совещании у первого вице-премьера и главы Минфина Антона Силуанова, состоявшемся, по сведениям газеты «Коммерсантъ», накануне.

Напомним, что еще 19 февраля на коллегии Минфина Силуанов поручил заинтересованным ведомствам и службам проработать вопрос упрощения процедур в системе госзакупок. И вот теперь свои предложения представили Минфин, ФАС, Казначейство и ФНС.

Пока ведомства обсуждают концептуальные подходы к вопросу о том, как сделать систему госзакупок удобной как для госзаказчиков, так и для поставщиков, – из предложений налоговой службы, представленных ко вчерашней встрече, понятно, что госорганы сами страдают от избыточной сложности нынешнего законодательства.

По словам источника в финансово-экономическом блоке правительства, причиной нового пересмотра правил игры в госзаказе стало заседание Госсовета в Ялте, посвященное реализации нацпроектов.

«Тогда губернаторы дружно жаловались и президенту, и федеральным чиновникам, что по ФЗ-44 [закон о контрактной системе – «Фингазета»] жить нельзя и любое капстроительство при буквальном выполнении требований закона практически невозможно завершить в срок», – пояснил собеседник издания.

Отметим, что сам Минфин, полтора года назад получивший от Минэкономики полномочия по регулированию контрактной системы, долгое время был ограничен в оптимизации закона необходимостью завершения перевода всех госзакупок в электронную форму.

К настоящему времени процесс почти завершен – основные нормы заработали с осени 2018 года, однако ряд технических нововведений еще предстоит запустить.

По словам еще одного источника: «Участники позитивно и профессионально обсудили необходимость оптимизации законодательства. Впрочем, предложения ведомств будут дорабатываться, и пока говорить о результатах преждевременно».

Иллюстрацией того, какие предложения ведомства вносят в Минфин, может служить пакет упрощений контрактной системы, представленный Федеральной налоговой службой (ФНС). Это как общие предложения по оптимизации госзаказа, так и замечания о том, с какими проблемами в работе с системой сталкивается сама служба.

Среди мер общего характера – предложение вернуть конкурсы по отбору застройщиков для строек дороже 150 млн руб. и 50 млн руб. – для муниципального уровня, а также для закупок услуг по эксплуатации административных зданий и клининга.

На данный момент, согласно распоряжению правительства №471-р от 21 марта 2016 года, крупные стройки, за вычетом «технически сложных и уникальных объектов», обязаны выставляться на электронный аукцион. Сделано это было для борьбы со сговорами при «бумажных» конкурсах.

Поскольку с введением процедуры открытого конкурса в электронной форме фактически устранены риски, сопутствовавшие процедуре проведения «бумажных» конкурсов, служба считает возможным вернуться к более тщательному отбору подрядчиков.

Примерами нововведений, которые нужны для упрощения работы самой ФНС, являются предложения по сокращению сроков согласования закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий или по выводу из-под ограничений закупок услуг экспертов.

Напомним, что нынешнее регулирование часто не позволяет службе добиться качества и полноты при налоговых экспертизах из-за того, что невозможно заранее знать объем и сложность будущих экспертиз, а также квалификацию экспертов, которые выиграют торги.

 

«Финансовая газета»