Центробанк пообещал, что «черные списки» станут прозрачнее

07.03.2019

Центробанк изменил порядок формирования «черных списков», на которые очень жаловался бизнес. Теперь туда могут попасть только высокорисковые операции. Изменения вступят в силу через 10 дней.

Кроме того, как пишут «Ведомости», регулятор рекомендовал банкам объяснять клиентам, почему тех отключили от дистанционного банковского обслуживания. Напомним, что сейчас этого не делается.

Из истории вопроса

Рассылать банкам «черные списки» Банк России начал с июля 2017 года. А уже к концу года в них оказалось более 600 тыс. клиентов, банки начали массово «банить» их даже за незначительные нарушения.

Как указывалось в исследовании, проведенном на основе данных клиентов Альфа-банка, относящихся к малому бизнесу, в 2017-м число предпринимателей, столкнувшихся с этой проблемой, выросло на 25%, а счет был заблокирован почти у каждого десятого клиента.

Отказывая в операции, банки ориентируются на сотни критериев: часть из них прописана в законе о противодействии легализации преступных доходов. Сомнения могут вызвать необычный характер сделки, несоответствие операции экономическим целям, подозрение в уклонении от контроля и множество других аспектов. Банки могут смутить даже необоснованная поспешность операции.

Информацию обо всех отказах клиентам банк направляет Росфинмониторингу, а тот в свою очередь, – Центробанку. Регулятор формирует списки отказников и рассылает их во все финансовые организации. Банки же начали отказывать клиентам в обслуживании.

Обжаловать решение, конечно, можно, но – только в том банке, который внес клиента в «черный список».

Однако клиент может даже не знать, что он в списке и кто именно его туда внес.

Теперь же, как стало известно изданию, регулятор будет формировать «черные списки» совершенно иначе. До банков будут доводиться сведения только о клиентах, совершивших высокорисковые операции. Центробанк рассчитывает, что это позволит сократить число отказов в банковском обслуживании по формальным основаниям.

Бизнес-сообщество называло «черные списки» и блокировки одной из главных своих проблем.

«Классическая ситуация: нам пришла крупная сумма денег от какого-то завода. При нашей проверке контрагент выглядел совершенно нормально, а Центробанку он показался сомнительным. Но мы же не можем провести due diligence всех контрагентов», – пояснял предприниматель Армен Меликян.

Да и сейчас бизнес пока сомневается, что изменения радикально улучшат ситуацию: банки могут перестраховываться и называть высокорисковыми все операции. А, значит, есть риск, что по сути ничего не изменится – ведь определение «высокорисковая операция» у каждого банка свое и критериев оценки рисков очень много.

Правда, как стало известно журналистам, определять высокорисковые операции будет не каждый банк, а только регулятор совместно с Росфинмониторингом.

 

«Финансовая газета»