Центробанк подготовил для финансовых организаций рекомендации по усовершенствованию процессов по сбору данных для Единой биометрической системы (ЕБС).
В этом письме регулятор буквально по пунктам разъясняет, как следует обеспечивать регистрацию клиента в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и собирать биометрические данные.
О проблеме передачи данных клиентов банков в собственные системы вместо ЕБС ранее говорила первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова. По ее словам, некоторые банки вместо ЕБС передают данные клиентов в свои собственные биометрические системы, вводя клиентов в заблуждение.
Так, к примеру, собственную систему сбора биометрии с осени прошлого года запустил Сбербанк. В конце 2018-го глава банка Герман Греф сообщал о сборе «миллионов» образцов биометрии, в то время как данные в ЕБС исчислялись тысячами.
«У нас уже есть большое количество жалоб по этому поводу: люди пошли за услугой, но, вместо того чтобы зарегистрировать их в ЕБС, банк передал их данные в другую систему», – рассказала Скоробогатова, в то же время не указав конкретных финансовых организаций.
Тем не менее зампред ЦБ РФ уточнила, что регулятор будет с каждым из подобных случаев разбираться, «поскольку это недопустимо».
Вот и Сбербанк, долго споривший с Центробанком о необходимости создания биометрии, все же присоединился к Единой системе и с начала нынешнего года запустил сбор данных в 20% своих отделениях.
В разосланном письме Банк России указал на необходимость финансовым организациям четко разъяснять клиентам, в какую именно биометрическую систему передаются их данные – в ЕБС или собственную систему банка. Это, по мнению регулятора, позволит избежать случаев введения в заблуждение физических лиц.
Среди прочего, начиная с 1 марта банкам рекомендуется в случае отсутствия у клиента СНИЛС проводить поиск его учетной записи в ЕСИА по паспортным данным, а также в случае необходимости актуализировать эти данные в ЕСИА.
Также рекомендуется проверять готовность оборудования перед началом каждого рабочего дня. По мнению Центробанка, это позволит сократить время на регистрацию клиентов при сохранении ее надлежащего качества.
Согласно закону обеспечить сбор данных в ЕБС, оператором которой выступает «Ростелеком», обязаны все банки. В документе указывалось, что в 20% отделений эта задача должна была быть выполнена еще к концу прошлого года, а во всех остальных – к концу нынешнего.
Впрочем, Центробанк пошел на уступку, согласившись сделать поблажку для банков с базовой лицензией и жаловавшимся на дороговизну оборудования. Для них срок обеспечения сбора биометрии установлен до 31 декабря 2020 года.
«Финансовая газета»