В «прачечной» Варданяна отмыли миллиарды долларов

06.03.2019

Инвестбанк «Тройка Диалог» создал сеть офшоров, через которые переводились деньги «самым влиятельным людям России», в частности, виолончелисту и другу Владимира Путина Сергею Ролдугину.

Об этом стало известно журналистам Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности (Organised Crime and Corruption Reporting Project – OCCRP). Российским партнером расследования выступило издание Meduza.

Авторы расследования совместно с сотрудниками литовского издания 15min.lt изучили данные о банковских проводках компаний, имевших счета в одном из крупнейших литовских банков – Ukio, который до лишения лицензии в 2013 году принадлежал бизнесмену Владимиру Романову.

В Ukio обслуживались как минимум 30 компаний, связанных с «Тройкой», которой владел и руководил Рубен Варданян, продавший в 2011 году компанию Сбербанку.

Исходя из данных банка Ukio, OCCRP делает вывод, что «Тройка Диалог» создала «экосистему» по меньшей мере из 76 взаимосвязанных офшорных компаний, функционировавших в 2006–2013 годах. Некоторые из этих компаний открывали счета в Ukio.

Офшорные фирмы, управляемые «Тройкой Диалог», «получали миллионы долларов, в частности, от компаний, которые выводили деньги из страны, используя криминальные схемы». Среди конечных получателей средств OCCRP обнаружило несколько топ-менеджеров компаний с государственным участием, а также родственников и друзей высокопоставленных российских чиновников.

Как утверждает OCCRP, сеть функционировала с 2006-го по начало 2013 года, и за это время в нее было переведено 4,6 млрд долл., а выведено – 4,8 млрд долл.

В расследовании упоминается несколько структур, которые переводили средства в связанные с «Тройкой» компании: 130 млн долл. перевели компании, фигурировавшие в «деле Магнитского» о краже из бюджета 5,4 млрд руб., более 27 млн долл. – от компаний, выводивших деньги из аэропорта «Шереметьево», и др.

Авторы расследования подчеркивают – утверждать, что прямыми получателями преступных денег были офшорные компании, связанные с «Тройкой», нельзя. Однако поступив на счет одной из офшорных компаний, деньги несколько раз перемещались между счетами других компаний системы, после чего уходили конечным получателям.

OCCRP называет несколько таких получателей. Среди них – виолончелист и друг Владимира Путина Сергей Ролдугин, компании, связанные с которым, якобы получили в 2010–2013 годах 69 млн долл. из офшорной системы «Тройки».

Компании Ролдугина якобы заключали с офшорными компаниями договор на покупку акций «Роснефти», продавец его не выполнял, и за срыв соглашения компания Ролдугина получала компенсацию. Через компанию, входившую в офшорную систему «Тройки», 80-летняя Анна Курепина, – а она была прописана в одной московской квартире с бывшим губернатором Самарской области, а ныне первым замглавы «Ростеха» Владимиром Артяковым, – в 2008–2009 годах получила почти 15 млн евро в кредит без залога и первоначального взноса под 5% годовых. На эти деньги была куплена земля с виллой на побережье Коста-Брава в Испании. А спустя несколько лет вилла перешла в собственность сыну Владимира Артякова Дмитрию и его супруге.

По оценке заместителя директора российского отделения антикоррупционной организации Transparency International Ильи Шуманова, движение средств в рамках офшорной экосистемы «Тройки» «очень сильно похоже на отмывание денег».

«У “Тройки Диалог” на момент получения кредита Курепиной, предположительной родственницей губернатора Артякова, были совершенно четкие интересы в Самарской области. Являются ли эти денежные переводы от структур Варданяна в пользу лица, связанного с Артяковым, похожими на коррупционные транши? Скорее всего – да», – говорит Шуманов.

Как пишет OCCRP, основные денежные потоки из офшорных компаний, шли самому владельцу «Тройки» Рубену Варданяну, его семье и ближнему кругу, которые оплачивали этими средствами свои личные нужды –- яхты, обучение детей за границей и т.д.

Сам Варданян не отрицает, что «Тройка» использовала для бизнеса иностранные компании. При этом, по его словам, компания знала своих клиентов и у него нет информации о том, что она получала средства от фирм, которые упоминались в деле Магнитского, фигурировали в мошеннической схеме торговли топливом в аэропорту «Шереметьево» или в уголовном деле по выводу денег «Росгосстраха».

«Оборот группы “Тройка Диалог” превышал 2 трлн руб., и я не мог знать обо всех сделках в масштабах компании», – пояснял Варданян.

Он также заявил, что компания не вела дел с Ролдугиным.

«”Тройка” могла исполнить поручение другого клиента по переводу денег на счета компаний музыканта», – констатировал бизнесмен.

Как пишет The Guardian со ссылкой на выводы OCCRP, нет оснований утверждать, что окончательные получатели были осведомлены об изначальном источнике денег. Документы показывают, что в офшорах могли смешиваться одновременно «криминальные и законные» средства, что делает невозможным отследить изначальный их источник.

Также издание приводит в пример переводы денег из офшорных фирм «Тройки диалог». В 2009, 2010 и 2011 годах тремя траншами, которые в сумме давали 200 млн долл., компания с Виргинских Островов под названием Quantus Division Ltd. перевела средства в благотворительный фонд британского принца Чарльза.

Как объяснил Варданян The Guardian, деньги были переданы для «сохранения архитектурного наследия Англии». По данным газеты, средства были направлены на спасение Дамфрис-хаус, где находится «бесценная коллекция мебели».

Кроме того, со счета Quantus было оплачено, – а это стоило 2 млн евро, – и участие музыканта Принса в корпоративе «Тройки диалог» в 2007 году, а еще 20 тыс. евро пошло на участие Варданяна в конференции в Давосе.

По данным OCCRP, в сеть, созданную «Тройкой Диалог», входило по меньшей мере 75 взаимосвязанных офшорных фирм, часть из которых открыла счета в Ukio. Они, как утверждает проект, были оформлены на подставных лиц, в частности, сезонных рабочих из Армении. Расследователи нашли этих людей и выяснили, что им неизвестно о счетах, которые были на них оформлены.

Так, к примеру, в документах одной из офшорных фирм, зарегистрированной в Панаме, Dino Capital SA, были личные данные и подпись Армена Устяна – 34-летнего жителя Армении, зарабатывающего ремонтом квартир в Москве. Сам Устян сказал журналистам, что никогда не слышал об этой компании и не знает, как в ее документах оказалась его подпись.

А для того, чтобы зарегистрировать счет кипрской офшорной компании Popat Holdings Ltd., в Ukio использовались данные другого жителя Армении – Эдика Еритисяна, говорится в расследовании OCCRP. В разговоре с расследователями тот сообщил, что три года назад в результате ДТП потерял память и забыл часть событий, которые с ним происходили в прошлом. Устян утверждает, что они вместе с Еритисяном жили вместе в одной московской квартире, в которой делали ремонт.

Когда статья была опубликована

«Финансовая газета» получила комментарий пресс-службы Сбербанка.

«Факты, изложенные в статье, не имели и не имеют отношения к Сбербанку. Упомянутые операции совершались со счетов компаний, которые никогда не входили в периметр сделки по покупке Сбербанком компании “Тройки Диалог”. Структуры Сбербанка не участвовали в сопровождении операций», — сообщили представители госбанка.

 

«Финансовая газета»