Ритейлеры хотят натравить на Visa и Mastercard антимонопольщиков

01.03.2019

Три ассоциации ритейлеров обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с заявлением возбудить дело против платежных систем Visa и Mastercard.

В частности, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) подозревают транснациональные финансовые корпорации в злоупотреблении доминирующим положением.

В частности, они считают, что Visa и Mastercard, устанавливая размер межбанковской комиссии (МБК), не соблюдали закон о конкуренции.

Напомним, что межбанковская комиссия влияет на размер торговой уступки – суммарной комиссии, которую банк – участник платежной системы взимает с продавца товара или с поставщика услуги.

По мнению ритейлеров, нарушения, главным образом, затрагивают рынок розничной торговли. То есть – поскольку платежные системы сильно завышают сумму комиссии, которую компаниям приходится платить за переводы денег между банками, это, в свою очередь, влияет на цены товаров. Потому-то торговые сети и вынуждены повышать ее для рядовых покупателей…

В качестве примера ассоциации приводят ставки межбанковской комиссии   системы Mastercard. Они более высокие в отношении розничных продавцов непродовольственных товаров, чем для магазинов других форматов с аналогичным ассортиментом.

«В итоге продавцы с меньшими ставками получают необоснованные преимущества перед своими конкурентами», – заключают авторы документа.

Что и говорить – претензии довольно жесткие: ассоциации просят возбудить уголовное дело.

Впрочем, по мнению экспертов, у антимонопольщиков это вряд ли получится.

«Основная претензия – в доминирующем положении компаний, которые предоставляют доступ к международным платежам и системам. Российские ассоциации указывают, что Visa и MasterCard нарушают закон о конкуренции, устанавливая собственный размер комиссионных. Это влияет на размер торговой уступки и, как следствие, отражается на суммарной комиссии, которую уплачивает продавец», – разъясняет старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Впрочем, по мнению эксперта, эта претензия звучит так же дико, как если бы кто-нибудь подал жалобу на Гидрометцентр, который является основным поставщиком прогнозов погоды.

Госпожа Бодрова указывает, что на данный момент у платформ Visa и Mastercard нет полноценных аналогов, а конкуренты не обладают нужным масштабом, конфиденциальностью и скоростью.

«Платежная система “Мир” здесь не конкурент. Она все еще только развивается. У сетей просто нет альтернативы, а делиться прибылью не хочется. Отсюда и претензии», – отмечает она.

Потому-то и решается вопрос чисто «по-русски» – не с причины, а со следствия.

«Запретить, обязать или заставить понизить комиссии Visa и MasterCard вряд ли получится. Здесь им предъявить серьезным образом нечего», – резюмирует госпожа Бодрова.

 

«Финансовая газета»