Инвестиции в ТЭК и проблемы со сбытом бензина

15.02.2019

Инвестиции в российский ТЭК могут вырасти к 2024 году до 7,5 трлн руб. за счет проектов СПГ и нефтехимии. Однако у российских НПЗ могут появиться проблемы со сбытом бензина из-за медленного роста спроса внутри страны и недостатка мощностей в портах.

«5 трлн руб. – это объем инвестиций сегодня. Мы видим, что в 2024 году мы можем выйти на объем 7,5 трлн руб., то есть практически на 50% увеличим объем. Для этого у нас есть конкретные предложения по каждой отрасли», – сказал министр энергетики РФ Александр Новак в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи. По его словам, основным локомотивом станут нефтехимия и производство сжиженного природного газа (СПГ).

Вместе с тем в России сформировался значительный переизбыток мощностей по производству бензина, приводит газета «Ведомости» цитату из презентации компании Argus Consulting «Нефтепереработка РФ в 2019 году: Ожидания и перспективы». В частности, в 2018 году после запуска новых установок на нефтеперерабатывающем комплексе «Танеко» и Антипинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) мощности по производству бензина увеличились почти на 2 млн т, отмечают эксперты компании.

Однако из-за медленного роста внутреннего спроса на бензин и усиления конкуренции на внешних рынках производителям нужно искать новые эффективные каналы сбыта, отмечают эксперты. А может быть, поработать с ценообразованием на топливо, чтобы стимулировать внутренний спрос?

В свою очередь Александр Новак сообщил, что инвестиции в российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) за прошедший год составили 5 трлн руб., что составляет 40% от всех инвестиций в России. Ранее министр заявлял, что в ТЭК в основном инвестируют российские компании, хотя иностранное участие также присутствует.

При этом рост инвестиций в российский ТЭК наблюдается в течение последних нескольких лет. В 2017 году вложения в развитие отрасли составили порядка 3,5 трлн руб., что было на 5,5% выше аналогичного показателя предыдущего года.

Хотя, по словам Новака, доля ТЭК в российской экономике, вероятно, останется на прежнем уровне. «Хотелось бы, чтобы она уменьшилась, но, скорее всего, останется на том же уровне», – сказал министр.

Напомним, что еще в 2011 году правительство поставило перед нефтяными компаниями задачу увеличить выпуск светлых нефтепродуктов – бензинов, дизтоплива, авиакеросина, потому что ждало увеличения спроса. «Тогда рынок бензина регулярно балансировал на грани дефицита: любой незапланированный ремонт или остановка НПЗ, увеличение экспортных поставок приводили к кризису», – говорит старший аналитик Argus Consulting Сергей Агибалов.

В итоге нефтяные компании увеличили производство бензина за счет модернизации заводов или строительства новых установок. До 2026 года будут модернизированы еще девять НПЗ, что увеличит производство бензина класса «Евро-5» на 3 млн т.

Вместе с тем избыточное производство бензина приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке при невозможности увеличения экспорта. В российских портах не хватает перевалочных мощностей для светлых нефтепродуктов. Вдобавок Казахстан нарастил производство бензина и отжал у российского топлива часть рынков Центральной Азии.

Но сильного роста выпуска и экспорта бензина в этом году эксперты компании не прогнозируют. «Мы ожидаем умеренный рост выпуска бензина в России, по мере того как компании будут находить рынки сбыта», – сказал старший аналитик Argus Consulting Сергей Агибалов.

Решением для НПЗ эксперты компании называют переход с автомобильного бензина на прямоперегонный (нафта), который является сырьем для нефтехимических производств. По их мнению, модернизация заводов вызовет рост производства бензина и увеличение его профицита, хотя есть риск, что мощности будут недозагружены и некоторым производствам придется сократить выпуск бензина.

Напомним, что в 2018 году розничные цены на бензин выросли на 9,4%, существенно превысив инфляцию. По данным Минэнерго, производство бензина в прошлом году выросло на 200 тыс. т (0,51%) и составило 39,4 млн т, при этом экспорт сократился на 100 тыс. т (2,56%), до 4 млн т по сравнению с 2017 годом.