Гражданам России присваиваются персональные кредитные рейтинги. Около 78% заемщиков или 60,6 млн человек имеют высокий рейтинг, низкий у 9,8 млн человек или 13%.
С 31 января 2019 года вступают в силу поправки в закон «О кредитных историях», согласно которым россиянам присваиваются персональные кредитные рейтинги, на основе которого банки будут принимать решение о выдаче кредита.
Данный персональный кредитный рейтинг рассчитывается в баллах из имеющихся кредитов, просроченных платежей и срока кредитной истории гражданина. Чем больше баллов, тем ниже уровень кредитного риска.
Граждане России смогут узнать свой кредитный рейтинг через портал госуслуг, а также в личных кабинетах банков, в которых они являются клиентами. Однако отчет о своей кредитной истории можно заказать бесплатно всего 2 раза в год – один раз электронный и один раз на бумаге.
По данным Объединенного кредитного бюро, высокий рейтинг имеют около 78% заемщиков или 60,6 млн человек, средний рейтинг у 7,4 млн человек (9%), а низкий у 9,8 млн граждан или у 13%.
Эксперты о данных поправках говорят, что необходимость в них назрела давно. Часто кредитная история воспринимается людьми как сложная и непонятная. Персональный рейтинг в этом случае позволяет гражданину сразу оценить свои кредитные перспективы.
Дополнительно эксперты говорят, что введение такого рейтинга будет способствовать повышению финансовой грамотности населения и усилению ответственности заемщиков.
► Задолженность населения растет, доходы падают
Вместе с тем, как отмечает гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин, граждане все больше запрашивают бесплатные отчеты о кредитных историях. «В первой половине дня «Эквифакс» отмечает рост активности потребителей как в части получения бесплатных кредитных отчетов, в который мы включили кредитный рейтинг, так и в части регистрации новых пользователей в личном кабинете бюро. По сравнению с предыдущими днями отмечается примерно двукратный рост активности», – цитирует Лагуткина агентство «РИА Новости».
По его словам, больше всех кредитный отчет запрашивают граждане со средним и низким рейтингом. «Наш опыт работы в этом направлении свидетельствует о том, что данные сервисы пользуются спросом у потребителей, которые столкнулись с какими-либо проблемами в получении кредита или займа и стали разбираться в причинах», – отметил Олег Лагуткин.
Вообще за последние пять лет «Эквифакс» наблюдает устойчивый рост спроса у россиян на эти услуги. По мнению Лагуткина, это может быть связано с упрощением доступа к эти услугам и с ростом кредитования. Повышение финансовой грамотности населения также играет свою роль – граждане все больше понимают, что кредитная история является своеобразным финансовым паспортом.
«Для того чтобы показывать гражданину индивидуальный кредитный рейтинг (скоринг), надо для начала получить соответствующую методику его расчета. НБКИ в настоящее время считает скоринги для кредиторов и выдает только им», – сказал представитель «Национального бюро кредитных историй» Алексей Волков.