Банковская тайна мешает выявлять антиконкурентные соглашения

30.01.2019

ФАС хочет отказаться от банковской тайны. По крайней мере – для себя. Антимонопольное ведомство хочет получить правовое основание для доступа к данным клиентов финансовых организаций.

Как сообщил журналистам заместитель начальника управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Артюшенко, ведомство уже подготовило необходимые для этого поправки в законодательство, обосновав их необходимостью выявления картельного сговора компаний.

По его словам, при доказывании антиконкурентных соглашений антимонопольщикам частенько требуется информация о движении денежных средств по счетам компаний. Потому-то при проведении каждого антикартельного расследования приходится направлять запросы в банки.

В Центробанке пояснили, что пока не получали документов из ФАС, но в случае поступления регулятор намерен изучить инициативу.

Безусловно, у ФАС для подобных запросов у кредитных организаций полномочия есть – исходя из профильного закона «О защите конкуренции». Он наделяет сотрудников ведомства широчайшими полномочиями, в том числе и «запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и информацию, объяснения в письменной или устной форме, необходимые для разрешения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения заявления, материалов».

Кстати, этот же закон обязывает широкий круг лиц предоставлять запрашиваемую антимонопольщиками информацию в установленный службой срок.

Однако финансовые организации, руководствуясь законом «О банках и банковской деятельности», статья 26 которого содержит закрытый перечень госорганов, допущенных к банковской тайне, порой, отказывают – ведь в этом списке суды, ФНС, внебюджетные фонды, но не ФАС.

Отметим, что в конце нынешнего года к банковской тайне получат доступ также следственные органы. Соответствующий законопроект подготовлен МВД России. МВД, как и ФАС, предлагает включить дознавателя в перечень должностных лиц, правомочных запрашивать в банках эти сведения.

Пока же поправки не приняты, банки находятся «между молотом и наковальней» – так как ответ или не ответ на запрос ФАС неминуемо ведет к нарушению одного из двух законов.

Осложняет ситуацию и тот момент, что нигде не обозначено, какой именно объем информации вправе запрашивать антимонопольная служба. К примеру, в споре ФАС и Связь-банка, который на этой неделе рассмотрит коллегия Верховного суда по экономическим спорам, у банка были запрошены документы в виде полной выписки по счетам клиента за 2 года 9 месяцев с указанием контрагентов и наименования операции.

«По сути, закон о защите конкуренции дает право ведомству запрашивать информацию без ограничений и в любом объеме, – отмечает генеральный директор юридической компании «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина. – В итоге порой ФАС запрашивает в том числе и первичные документы. И в этом случае объем предоставляемых бумаг может составлять два-три КамАЗа».

По словам участников рынка, хотя предлагаемые ФАС поправки и добавят работы банкам, для рынка они скорее всего во благо.

«Сейчас многие финансовые организации, в том числе и мы, все же предоставляют документы в ответ на запросы ФАС, опираясь на закон о конкуренции. Однако поправки в закон четко сформируют перечень лиц, кому кредитные организации обязаны раскрывать банковскую тайну, и не оставят места для претензий со стороны клиентов и регулятора», – отмечает директор юридического департамента Юникредит-банка Наталья Окунева.

Наверное, стоит напомнить, что еще несколько лет назад не было ясности в том, предоставлять ли информацию о банковских клиентах, в отношении которых не проводится проверка, то есть о контрагентах проверяемого лица, по запросам налоговиков. Было множество споров, однако к сегодняшнему дню все сомнения исчезли, да и судебная практика складывается в пользу ФНС.

А потому, скорее всего, будет решен вопрос и с Федеральной антимонопольной службой.

 

«Финансовая газета»