Россиянам предлагают зарабатывать на персональных данных

29.01.2019

Разработан закон, по которому россияне будут получать за свои персональные данные до 60 тыс. руб. в год, что должно помочь борьбе с нелегальной торговлей информацией о пользователях.

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) разработал поправки в Закон «Об информации», которые предоставляют россиянам право продавать бизнесу свои персональные данные. Об этом рассказала газете «Коммерсантъ» директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович.

Но этот вариант не является окончательным – перед внесением в Госдуму его еще будут обсуждать, отметила она.

Сейчас принадлежность персональных данных законом конкретно не определена. Из-за этого некоторые операторы данных без согласия клиентов занимаются их распространением на коммерческой основе. Другие же, наоборот, боятся их предоставлять, что сдерживает развитие легального рынка информационных услуг.

Фонд предлагает термин «деперсонализированные данные» и их свободное обращение. Но при этом граждане в обмен на вознаграждение смогут предлагать свои личные данные бизнесу с определенной целью и на определенный срок. В свою очередь бизнес при наличии согласия гражданина на обработку персональных данных сможет их покупать или отчислять в его пользу процент от сделки.

По оценке фонда, каждый согласившийся на обработку данных сможет зарабатывать от 15 тысяч до 60 тысяч руб. в год. Вместе с тем граждане могут исключить из оборота свои данные, не давая согласия на их обработку.

По мнению Орехович, эти поправки должны помочь в борьбе с нелегальной торговлей пользовательскими данными, которая распространилась довольно широко. Однако опрошенные газетой эксперты говорят об инициативе ФРИИ как о разработанной в интересах банков, операторов связи и крупнейших интернет-сервисов, и о том, что она недостаточно защищает конфиденциальность персональных данных.

«За счет слова «деперсонализация» он [законопроект] открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки. Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID. При этом эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объем деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их к конкретному человеку», – говорит технический директор DeviceLock Ашот Оганесян.

ФРИИ возражает, что деперсонализированные данные, в отличие от обезличенных, полностью утрачивают связь с человеком и его нельзя идентифицировать даже при наличии дополнительных сведений.

В ФРИИ говорят, что предложенная система вознаграждений за предоставление гражданами персональных данных должна стать «мощной мотивацией» для регистрации их в качестве самозанятых. Говорят и о поступлениях в бюджет нескольких миллиардов рублей налогов от лиц, участвующих в сделках в обороте данных.

«Концепция, что человек может полноценно распоряжаться своими данными, красива, но требует законопослушности всех участников интернета», – говорит глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит. По его мнению, оценка фондом доходов в 15–60 тыс. руб. в год на человека явно завышена. Здесь можно говорить всего о нескольких тысячах рублей в год, что «вряд ли заставит граждан регистрироваться в качестве самозанятых».

С ним согласен Ашот Оганесян, который отмечает, что на выплаты за персональные данные, о которых говорит ФРИИ, в масштабах страны потребуются триллионы рублей. При этом весь рекламный рынок, который и является основным их потребителем, оценивается в 450 млрд руб.

Директор по инновациям «SAS Россия и СНГ» Юлий Гольдберг говорит, что предложенный законопроект будет особенно интересен крупным розничным банкам и торговым сетям. Он отмечает, что для них инициатива ФРИИ откроет новые возможности в части продуктов, контактной политики и предупреждения мошенничества.

Сам Фонд уточняет, что это не окончательный вариант законопроекта – перед внесением в Госдуму будет дополнительное обсуждение.

Между прочим, ФРИИ уже выходил с похожим предложением в конце 2017 года, но его так и не рассмотрели.

 

«Финансовая газета»