Компании Дерипаски вышли из-под американских санкций

29.01.2019

Министерство финансов Соединенных Штатов Америки снял санкции с трех компаний Олега Дерипаски – UC Rusal, En+ и «Евросибэнерго».

Как поясняет агентство Reuters, ссылаясь на сообщение Минфина США, после снятия санкций с этих компаний ограничения в адрес самого Дерипаски будут сохранены.

Напомним, что в апреле прошлого года Минфин Соединенных Штатов включил вторую по величине в мире алюминиевую компанию UC Rusal в список SDN [Specially Designated Nationals and Blocked Persons – «Фингазета»]. Это существенно взвинтило цену алюминия на Лондонской бирже металлов (LME) до пика за последние 6 лет – до 2,6 тыс. долл. за тонну.

Поскольку в случае взаимодействия с фигурантами списка SDN компании и физические лица рискуют подпасть под вторичные санкции, от UC Rusal дистанцировались многие контрагенты. Лондонская биржа металлов остановила торги алюминием российской компании – на рынке опасались дефицита.

Но Дерипаска вступил в переговоры с американским финансовым ведомством, его представлял глава совета директоров En+ лорд Грегори Баркер.

По условиям соглашения с Минфином США Дерипаска ​не сможет голосовать пакетом более 35% акций En+. Более половины совета директоров компании займут граждане Соединенных Штатов и Великобритании. Право голоса могут получить американцы Дэвид Ноуэр, который является исполнительным директором фонда прямых инвестиций Cerberus Capital Management, Дэвид Крейн – старший операционный управляющий Pegasus Capital Advisors и юрист по корпоративным вопросам Ди Джей Бейкер, который ранее был главой отдела по корпоративной реорганизации юридического бюро Latham & Watkins.

Как сообщалось ранее, 25% акций En+, с которыми расстанется Дерипаска, получит банк ВТБ либо другая сторона, не находящаяся в санкционном списке SDN, которую одобрит Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC).

Дерипаска сможет назначить лишь четырех из 12 директоров En+. Совет директоров UC Rusal, состоящий из 14 человек, сформирует En+, и большая его часть – 8 человек – будет состоять из независимых директоров, не связанных с Дерипаской или другим лицом из списка SDN. А оставшиеся шестеро могут быть с ним знакомы только как сотрудники En+ или UC Rusal.

Сам же Дерипаска не сможет выдвинуть ни одного представителя в совет директоров алюминиевой компании, которую он основал и которой руководил до февраля 2018 года.

Полагаясь на согласие основного акционера отойти от управления компанией и снизить долю в En+ с примерно 70% до 44,95%, Минфин в течение года предоставляло его компаниям отсрочки по вступлению санкций в полную силу. UC Rusal частично смогла продолжить торговать алюминием и глиноземом по контрактам и на спотовом рынке. ​Компании пришлось законсервировать лишь небольшой завод в Карелии – Надвоицкий алюминиевый завод, выпускавший металл только для США, а также сократить производство фольгопрокатного завода в Армении. Поэтому цены на алюминий скорректировались, и к моменту объявления США о готовности снять санкции с UC Rusal металл стоил дешевле, чем до их введения (до 1 тыс. 905,5 долл. за тонну).

По оценке Citigroup, только в Европе на складах может находиться более 300 тыс. т алюминия UC Rusal. О том, что на складах компании остается часть нереализованного в апреле прошлого года алюминия, также говорили источники, близкие к компании.

По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Алена Сабитова, снятие санкций способно привести к дальнейшему снижению цен на металл. «На цены влияет общий негативный фон на рынках металлов из-за рисков замедления мировой экономики», – отмечает эксперт.

Стоит отметить, что осенью 2018 года, когда производители заключали контракты на нынешний год, у UC Rusal ​возникли проблемы с заключением долгосрочных соглашений о продаже алюминия.

Вместе с тем директор группы корпоративных рейтингов «АКРА» Максим Худалов убежден, что, освободившись от санкций, UC Rusal сможет быстро вернуть себе клиентов. «Более того, это будет хорошим знаком для них, показывающим, что компания может проходить даже через жернова американского правосудия», – полагает эксперт.

 

«Финансовая газета»