Госдума хочет защитить электронные кошельки от списания средств

22.01.2019

Депутаты Госдумы решили защитить электронные кошельки россиян от изъятия операторами сервиса средств в случае неактивности.

О намерении инициировать поправки к Закону «О национальной платежной системе» рассказал журналистам глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

В пресс-службе Банка России прокомментировали, что, учитывая существующую практику, в случае появления законодательной инициативы по изменению действующих норм регулятор «готов рассмотреть такие предложения в целях усиления защиты прав потребителя».

Как уточнил господин Аксаков, причиной беспокойства депутатов и Центробанка стали множественные жалобы владельцев электронных кошельков на списание всех средств с неактивного кошелька в пользу его оператора. Среди потерявших средства много тех, кто использовал кошелек для редких покупок в интернете, например, расчетов за платные услуги на школьном портале.

Как показал анализ жалоб, потребители финансовых услуг жалуются на изъятие сумм от 100 руб. до 15 тыс., что составляет максимально возможную сумму для неперсонифицированного электронного кошелька.

Самые большие нарекания вызывают кошельки «Рапида», Qiwi и «Яндекс.Деньги». Во всех трех случаях изъятие средств предусмотрено публичной офертой, которая предусматривала изъятие средств клиента при неактивности кошелька. В Qiwi срок неактивности допустим в полгода, в «Рапиде» – 1 год, а в «Яндекс.Деньги» – 2 года.

Впрочем, условие во всех трех случаях было «спрятано» между других пунктов оферты.

Причем если на «Рапиде» ссылка на оферту появлялась в процессе регистрации, то у «Яндекс.Деньги» и Qiwi-кошелька – уже на финише, когда надо придумать постоянный пароль кошелька или ввести подтверждающий код из СМС.

Тем не менее операторы сервисов не считают данные правила нарушающими права их клиентов. Как пояснили в пресс-службе Qiwi-банка: «Операторы расходуют свои процессинговые мощности и несут издержки на учет и обслуживание учетных записей, которые не используются». Списание средств тут называют «платой за обслуживание», которая, по мнению оператора, логична и не противоречит законодательству.

«Списание средств не является неожиданностью для клиента – за месяц пользователя информируют о том, что через 30 дней с его кошелька будет списана абонентская плата. Избежать списания можно, переведя его в режим «активный» и проведя операцию», – пояснили в пресс-службе «Яндекс.Деньги».

Представители «Яндекса» уточнили, что «в момент открытия кошелька мы показываем информацию, актуальную для тех, кто только открывает кошелек, а значит, планирует им пользоваться. Все условия сервиса есть в оферте и в разделе с юридической информацией».

В то же время даже взимание драконовских комиссий со «спящих» кошельков не является обязательным условием использования данного средства платежа.

«Мы считаем изъятие средств «неактивного» клиента неэтичным, хотя это и не является незаконным. У нас средства можно забрать в любой момент», – отмечает директор по развитию WebMoney Петр Дарахвелидзе.

Потому-то господин Аксаков и убежден, что необходимо законодательно ограничить размер комиссий, которые не должны приводить к полной потере средств владельца кошелька: столь существенное условие не может быть затеряно среди множества пунктов оферты.

«Необходимо продумать вопрос законодательных поправок, которые выведут существенные условия договора из рамок публичной оферты. Необходимо, чтобы будущий потребитель финансовой услуги четко понимал, что он подписывает», – уверена исполнительный директор проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Ну, а пока владельцам электронных кошельков остается только внимательно читать условия их использования. Ведь Центробанк не обладает полномочиями по урегулированию споров, возникающих в связи с достигнутыми между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией договоренностями и вытекающими из определенного гражданского договора условиями.

 

«Финансовая газета»