Центробанк, ФАС и Минфин признали Сбербанк монополистом на рынке банковских переводов с долей 94% и предложили зафиксировать их равную стоимость вне зависимости от региона.
К изучению ведомства подтолкнуло распоряжение правительства от 16 августа прошлого года, когда кабмин утвердил план мероприятий по развитию конкуренции на 2018–2020 годы. «Под прицелом» Банка России, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Министерства финансов оказались переводы денежных средств с банковских счетов, как текущих, так и карточных, на банковские счета граждан посредством удаленных каналов. То есть с помощью сайта банка, интернет-банка и мобильных приложений.
Как показало исследование, комиссии, взимаемые при межбанковских переводах, выступают барьерами для смены банка потребителями и перевода средств в другую кредитную организацию. При этом рынок характеризуется высокой концентрацией, отмечается в анализе.
Фактически же на нем один монополист – Сбербанк. По данным отчетности кредитных организаций на первое полугодие 2018 года, он осуществил 94% переводов. При этом доля банка на карточном рынке и рынке средств физических лиц существенно ниже – 66% и 45,5% соответственно.
На остальных участников рынка с учетом банковских групп, – а их 229, –приходится лишь 6% рынка банковских розничных денежных переводов.
Естественно, что граждан больше всего волнует практика взимания комиссий при внутрибанковских межрегиональных переводах.
Какие именно банки взимают такие комиссии, в исследовании не указано. Однако из крупных кредитных организаций публично известно только о подобной практике Сбербанка: его клиенты массово рассказывают о ней не только в социальных сетях, но и на профильных банковских форумах.
В ВТБ, Газпромбанке, Альфа-банке, Тинькофф-банке, «Русском стандарте» и «Открытии» заверили, что не взимают комиссии при внутрибанковских переводах вне зависимости от региона. В Сбербанке же от комментариев отказались.
Тем не менее, согласно информации на сайте банка, вне одного региона внутренний перевод через удаленные каналы обойдется клиенту в 1%, но не более 1 тыс. руб.
В исследовании ЦБ, ФАС и Минфина подобную практику назвали недопустимой, поскольку установление различных комиссий за внутрибанковский перевод в пределах одного региона и вне его свидетельствует о «межрегиональной дискриминации потребителей».
Доклад, подготовленный по итогам, направлен в правительство. В нем с учетом согласованных позиций ведомств предложено на законодательном уровне закрепить две ключевые нормы. Во-первых, установить требование о том, что размеры комиссии за внутри- и межрегиональные переводы в рамках одной кредитной организации должны быть равны. То есть если банк не взимает комиссию за переводы по картам, выпущенным в Москве, то и на межрегиональном уровне не должен.
Вторая норма более значимая для всего рынка: чтобы обеспечить его развитие и конкурентную среду, предлагается законодательно закрепить обязанность всех банков присоединиться к создаваемой регулятором системе быстрых платежей (СБП).
Ранее сообщалось, что в СБП предельное значение тарифов установит Центробанк, но в диапазоне 0,5–3 руб. за трансакцию.
Как уточнили в Белом доме, пока официального ответа правительства на доклад нет. Но, по словам источников, знакомых с ситуацией, «очевидно, что предложения достаточно проработаны и будут поддержаны».
В случае реализации предложенных мер пострадает в первую очередь Сбербанк.
«После запуска СБП, которую поддерживают все крупнейшие банки, кроме монополиста, необходимость в системах переводов отдельных игроков отпадет. Соответственно, Система быстрых переводов снимет проблему размера комиссий. Мы очень приветствуем эту инициативу», –прокомментировали в Тинькофф-банке.
Согласны с этим и в Газпромбанке: «СБП – сервис национальной платежной системы. Если международные платежные системы обязывают своих участников поддерживать определенные сервисы, то почему это правило не должно действовать в рамках национального платежного пространства?», – задаются вопросом представители финансовой организации.
В любом случае, по мнению экспертов, инициатива даст клиентам возможность активно пользоваться услугами того банка, который они считают максимально удобным, а не того, в котором получают зарплату или другие выплаты.