Сколько будет стоить электричество в новом году

14.01.2019

К 15-му января наступившего, 2019 года заинтересованные ведомства – Минэнерго, Минэкономразвития, Минстрой и ФАС – должны представить в рабочую группу, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Козак, свои предложения о модернизации тарифного регулирования в сфере электроэнергетики.

Увеличение платы за услуги ЖКХ в целом на 4,1% в два этапа – на 1,7% с 1 января и на 2,4% – с 1 июля – на первый взгляд является максимально допустимым.

Но если срочно не изменить механизмы оплаты товаров и услуг естественных монополий, то повышение цен на электричество (и другие поставляемые ресурсы) в ближайшее время существенно перекроет заявленные правительством пороговые значения.

Однако сейчас делается ставка не на сдерживании финансовых аппетитов монополий, а на введении дополнительных платежных инструментов.

Рост тарифов негативно скажется на экономическом положении всех групп потребителей – и граждан, и промышленности. Первым угрожает введение социальных норм потребления электричества, которое может привести чуть ли не к удвоению затрат на эти цели.

Данная мера объясняется необходимостью ликвидации перекрестного субсидирования, когда население платит меньше, чем производственники. Но и промышленным потребителям по инициативе Минэнерго могут повысить расходы на электроэнергию путем введения платы за резервные мощности.

Между тем есть альтернативные предложения от экспертного сообщества и бизнеса по снижению тарифных ставок, которые уже представлены на площадке Аналитического центра при правительстве РФ.

Раскрутка тарифов

В докладе АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием» (ЦМОК) и Института стратегии роста им. П.А. Столыпина «О системных проблемах государственного тарифного регулирования» приводятся расчеты, согласно которым услуги по передаче энергии в 2017 году возросли в зависимости от региона от 4% до 40%, хотя планировалось не более 3%. 36 регионов 1 января 2017 года превысили предельные уровни электротарифов.

Подчеркнем, что речь в данном случае идет прежде всего о сетевых и сбытовых надбавках. Плату за генерирующие мощности оставляем пока за скобками, так как именно надбавками легче манипулировать, чем тарифами в сфере производства электроэнергии.

Впрочем, сходная ситуация наблюдается и в области технологического присоединения к сетям. Конечно, в целом по стране ситуацию можно назвать более чем благоприятной. В рейтинге-2018 от Всемирного банка Doing Buisness Россия заняла уже 10-е место по времени подключения к электросетям. Но это за счет регионов-доноров – на остальных территориях не все так благополучно. По данным ЦМОК, стоимость технологического присоединения в Уральском федеральном округе в 11 раз меньше, чем в Сибири.

Основные системные проблемы регулирования электротарифов, ведущие к их неконтролируемому росту, как считают в ЦМОК, следующие:

– монополии рассматриваются как самодостаточные центры прибыли;

– ценообразование формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности;

– инвестиционные затраты закладываются в стоимость товаров и услуг монополий без учета эффективности их реализации;

– отсутствие единой автоматизированной информационной среды;

– необеспеченность прозрачности ценообразования.

Тарифный обман

Однако правительство не предпринимает мер, необходимых для исправления ситуации, ограничиваясь формальным ограничением тарифов. Более того, тарифные лоббисты пытаются обойти официальные ограничительные барьеры разными способами. Так, Минэнерго разработало проект правительственного постановления о введении платы промышленных потребителей за неиспользованный ими резерв электросетевой мощности.

Она должна вводиться для потребителей категории свыше 670 кВт (то есть с самого малого предприятия и даже загородного домохозяйства) постепенно начиная с 2020 года. Намерение благое, так как сети вынуждены содержать лишнее оборудование, что увеличивает их расходы, поэтому эта инициатива уже поддержана и Дмитрием Козаком, и Дмитрием Медведевым.

Однако «Совет рынка» подсчитал, что эта реформа сетевых тарифов приведет к увеличению ежегодных выплат на 218 млрд руб. Ассоциация промышленных потребителей предупреждает, что в данном случае платежи для потребителей услуг магистральных сетей вырастут в 1,5 раза за 7 лет.

Рост платежей запланирован и для населения. Официально конечные тарифы на электроэнергию в 2019 году увеличатся на 4,1% – то есть в рамках инфляционного таргета от ЦБ. Но с 1 июля правительство может ввести социальные нормы потребления электричества. Предположительно, за 300 кВт/ч в месяц придется заплатить в зависимости от региона по установленному на год тарифу за одну точку потребления.

Так, в Москве, например, в 2018 году дневной тариф равнялся 5,38 руб./кВт*ч, значит, в этом году он достигнет 5,6 руб. Однако если потребление домохозяйства превысит 300 кВт*ч/мес., плата за перебор будет уже больше, а свыше 500 кВт/ч – по «экономически обоснованному тарифу», который, по неофициальной информации, может превысить основную ставку тарифа в 2 раза. При этом будут ликвидированы льготы квартирам с электрической плитой (сейчас тариф там в 2 раза ниже), а также сельским жителям и дачникам (СНТ).

Дмитрий Козак утверждал, что повышенными ставками будут обложены не более 2% потребителей, имеющих большие загородные коттеджи и виллы, но вице-премьер явно ошибается. Среднемесячное потребление московской семьи уже сейчас находится на грани 300 кВт*ч, если же кто-то будет работать на удалении, то потребление электричества явно превысит и эту цифру. А если взять небольшой сельский дом или дачу, которые отапливаются электрокотлом (а таких строений миллионы), то потребление зимой превысит в месяц 2–3 тыс. кВт*ч, придется съезжать на Новый год…

Оправдывается нововведение необходимостью ликвидации перекрестного субсидирования, но мы уже отмечали, что промышленность также обложили новым электрическим «налогом».

Неужели страна катится в энергетический тупик? По новым правилам миллионы потребителей не смогут оплачивать потребленное электричество. Но есть и выход, который ЦМОК и Институт Столыпина при поддержке института уполномоченных по защите прав предпринимателей представят в конце февраля президенту.

Антитарифы

Рост цен на услуги инфраструктурных монополий оказывается можно не только сдержать, но даже обратить вспять. Для этого предлагается три блока реформ. Первый: разделить функции регулирования и контроля за тарифами. В частности, контрольные прерогативы надо выделить из ФАС, кроме того, необходимо сформировать институты общественного контроля за тарифами.

Второй: внедрить единую информационную регулирующую систему в режиме реального времени.

И, наконец, главное: отказаться от использования затратной модели ценообразования и заменить ее единой системой расчета тарифов на базе стандартизации расходов, известной как метод Price Cap. Этот механизм основывается на фиксации нормы прибыли, установлении предельных цен, нормировании эксплуатационных расходов и лимитировании доходов. Перечисленные операции являются долгосрочными.

По расчетам ЦМОК, эффект от внедрения модели предельного ценообразования приведет к вовлечению в экономику более 2 трлн руб. (или 2% ВВП).

Уже есть примеры успешного внедрения Price Cap в ряде регионов. В Ульяновской области по инициативе губернатора Сергея Морозова пересчитали заявленные расходы и доходы энергокомпаний. Выяснилось, что эталонные расходы ПАО «Ульяновскэнерго» на сбытовую деятельность за период 2019–2020 годов можно сократить на 783,3 млн руб., в том числе в 2019 году – на 406,9 млн руб. (46% от действующей сбытовой надбавки). Тарифы в этом году повышены не были, в результате потребители смогут сэкономить в долгосрочном периоде более 3 млрд руб. В дальнейшем в Ульяновской области планируется отделить функции контроля за соблюдением правил тарифообразования от функции по их установлению и ввести в действие единую информационную систему расчета тарифов.

В Карелии местные власти добились более впечатляющих успехов. Сбытовые надбавки на электроэнергию снижены, вследствие чего экономия потребителей может составить 1 млрд руб. Схожие действия предприняты еще в 15 регионах страны. Таким образом, у федерального правительства есть все возможности остановить рост тарифов, и не только в сфере электроэнергетики, что неизбежно скажется на ускорении роста ВВП.

 

«Финансовая газета»