Интревью Гончарова Ю.А. Финансовой газете №43

07.12.2017

Глава ГК « Результат» Юрий Гончаров в интервью Финансовой газете подробно рассказал о том, что представляет собой рынок корпоративных облигаций и перспективах этого финансового инструмента для малого и среднего бизнеса.

 

ЭМИССИЯ ВЫПОЛНИМА

Создание условий для выхода среднего бизнеса на рынок облигаций – одна из актуальных тем последнего времени. Недавно она, среди прочего, обсуждалась на конференции «Облигации как инструмент рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций», проведенной ЦБ РФ совместно с Аппаратом полномочного представителя президента и Минэкономразвития. Задача эта не из простых, подробнее об этом – в интервью генерального директора ГК «Результат» Юрия Гончарова.

– В  США и еврозона через корпоративные облигации компании привлекают вдвое больше средств, чем по кредитам. В России – в полтора раза меньше. Что можно сделать, чтобы изменить это соотношение, и нужно ли его менять?

–  У бизнеса должна быть возможность выбора источников финансирования, поэтому развитие фондового рынка необходимо и долю облигационных займов в структуре заимствования промышленных предприятий надо увеличивать. Да и для банков и инвестиционных фондов  надежные активы в виде облигаций, приносящие прибыль, тоже необходимы. При этом банки, помимо доходного инструмента, получают и ликвидный залог, принимаемый ЦБ РФ для ломбардных кредитов.

Развитие фондового рынка – серьезная задача. ЦБ РФ ведет здесь активную работу.

– Рынок облигаций соответствует в еврозоне 80% ВВП, в России – 12%. Что может изменить эту ситуацию?

– Да, европейские показатели – хороший ориентир, но для их достижения помимо усилий государственных органов по формированию рынка необходимы и шаги со стороны профессиональных участников рынка, и особенно эмитентов.  Необходимо поднимать корпоративную культуру, открываться рынку, повышать свою инвестиционную привлекательность. Не все готовы к этому организационно и профессионально, да и бизнес-среда не способствует этому. В России очень сложно быть открытым, инвестиционно привлекательным и независимым. Сразу же возникают пожарные, СЭС и другие заинтересованные проверяющие. Нередки случаи рейдерства, особенно в сегодняшних условиях недостаточной стабильности экономики. Конечно, профессиональные консалтинговые компании, как наша, могут подготовить предприятие к привлечению инвестиций, помочь выйти на фондовый рынок и организовать корпоративную защиту. Однако для этого сами предприятия должны для себя решить, что им нужен фондовый рынок для стабильного развития.

 

– Чем мы отличаемся от стран, где малый и средний бизнес широко использует облигации для привлечения средств? Что можно у них перенять?

– Здесь, на мой взгляд, различие гораздо более серьезное. Малый и средний бизнес – это отражение структуры экономики. В этом смысле на Западе велика доля среднего класса, который как раз и определяется уровнем развития малого и среднего бизнеса. В России практически нет небольших независимых, устойчиво и стабильно развивающихся компаний. А для фондового рынка важна именно стабильность. Такое положение дел – это отражение структуры экономики, отношений в обществе, общей культуры бизнеса. Конечно, изменения нужны, но это работа не на один год, нужны усилия правительства, ЦБ РФ и всего бизнес-сообщества.

– Что можно предпринять для облегчения выхода среднего бизнеса на рынок корпоративных облигаций?

– На самом деле к настоящему моменту регулятор (ЦБ РФ) сделал достаточно много шагов навстречу облегчения выхода компаний на рынок облигаций. На наш взгляд, опуская особенности российской ситуации, то, что необходимо добавить для активизации выхода среднего бизнеса на рынок облигаций, –  это помочь бизнесу понять его возможности на фондовом рынке и профессионально сопроводить его на этом пути: от повышения инвестиционной привлекательности и представления инвесторам до выпуска и размещения. При этом в ряде случаев для обеспечения необходимой стоимости заимствования рекомендуем использовать залоги и привлечение в схему облигационного займа представителя владельцев облигаций, снижающие риски инвесторов.

– Сейчас идет распродажа облигаций развивающихся стран, в том числе и России, нерезидентами. Насколько были оправданны попытки их (нерезидентов) привлечения на наш облигационный рынок?

– Привлечение иностранных инвесторов – одна из важных задач в условиях санкционных ограничений. И то, сделанное для того, чтобы иностранные инвесторы пошли в Россию, было профессионально, и в любом случае не напрасно. Другое дело, что в основном это касается рынка ОФЗ. К корпоративным облигациям это относится в гораздо меньшей степени. Поэтому отток средств действительно наблюдается, особенно если принять во внимание новый виток ограничений по инвестированию в суверенный долг РФ, в связи с новыми санкциями со стороны США.

– Может ли сейчас средний бизнес выйти на облигационный рынок?

–  Да, для этого на рынке есть достаточно инструментов и, как уже говорилось, регулятор  (ЦБ РФ) значительно облегчил жизнь потенциальным эмитентам. На рынке есть профессиональные консультанты и андеррайтеры, которые подготовят выпуск и разместят облигационный займ. Вопрос только в том, готовы ли сами компании к тому, чтобы идти навстречу рынку, открываться, меняться, достаточно ли финансовой устойчивости у компании, есть ли стратегия развития, достаточно ли компетенций у  команды управленцев. Иначе говоря, вопрос в инвестиционной привлекательности.

Каковы затраты на организацию и проведение размещения облигационного выпуска?

– Действительно, затраты на организацию выпуска важный вопрос, который стоит перед компаниями, выходящими на фондовый рынок.  Затраты зависят от вида облигаций (БО, КО, программа облигаций), наличия или отсутствия залогов, вида обращения (биржевое или небиржевое.) Раз уж мы заговорили о среднем бизнесе, приведу примерную раскладку по расходам на выпуск КО (коммерческие облигации, без залогового обеспечения). На  подготовку компании к выпуску (при необходимости)  потребуется 3–5 млн руб. Затраты на услуги организатора выпуска и андеррайтера составят  1,5–3% от объема выпуска. Расходы на оформление выпуска в НРД (регистрация выпуска, подключение электронного документооборота, прочие разовые услуги) – около 300 тыс. руб. Хранение облигаций и сопровождение выпуска –  0,1–1% от объема выпуска.

Общее правило таково:  чем больше срок обращения и объем выпуска, тем меньше расходы на подготовку и выпуск облигаций в общей  стоимости заимствования.

– В чем преимущества и недостатки привлечения финансирования за счет выпуска облигаций перед банковским кредитом?

– Преимущества – большое количество кредиторов, поэтому снижается зависимость от отдельных кредиторов. При этом обеспечивается конкурентное ценообразование, стоимость заимствования, как правило, ниже, чем ставка по кредиту. К тому же формируется кредитная история, финансирование привлекается быстро и без обеспечения.

Особенности (а не недостатки) в том, что необходимы, как правило, дополнительные расходы на подготовку компании, на повышение инвестиционной привлекательности. И обычно  для организации выпуска приходится привлекать консультантов.

– Стоит ли привлекать к покупке корпоративных облигаций широкие слои населения, по примеру выпуска Минфином  России «народных ОФЗ»?

– Вообще вопрос о необходимости привлечения средств населения в России существовал всегда. Очень многие до сих пор хранят сбережения, как говорится,  «в чулке», и эти средства не работают на развитие страны. Их использование могло бы активизировать экономический рост, поэтому этот вопрос важен.

На самом деле недоверие к банкам, фондовому рынку –  это следствие нестабильности в экономике, волатильности, которая присуща всем небольшим по объему рынкам. Кроме того, необходимо учесть и просто отсутствие финансовой грамотности у части населения.

Поэтому привлекать средства населения в корпоративные облигации можно и нужно, только надо отдавать себе отчет, что простого и быстрого решения здесь нет.

– Какие законодательные и нормативные акты, по вашему мнению, необходимо принять для развития рынка?

– На самом деле неправильно считать, что одним каким-то законом можно разом изменить ситуацию с объемами, ликвидностью и рисками на нашем фондовом рынке, что можно по росчерку пера обеспечить доверие как российских инвесторов (в том числе и широких слоев населения), так и  иностранных, к нашему рынку. Это скорее вопрос общего состояния и российской экономики, и мировой, вопрос менталитета российских инвесторов и эмитентов. Поэтому развитие фондового рынка необходимо, но это достаточно длительный и комплексный процесс.

 

Интервью взял Константин Смирнов

Финансовая газета №43